Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение
Shihan




Пост N: 3064
Зарегистрирован: 18.05.05
Откуда: бывший СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.09.17 10:10. Заголовок: Увидел Будду - убей Будду!


Фунакоши говорил: "Освоил камаэ - забудь камаэ".
Накаяма говорил: "Плечо в ударе тянуть нельзя! Но если нужно, то иногда можно".



Года три назад написал в ФБ о "приемах" в каратэ.

В нашем каратэ всего-то 3 десятка "приемов". Выучить их можно за месяц. За полгода можно
научиться более-менее эти приемы проводить на партнере. А еще лет через 10 вполне можно
научиться применять их свободно в любой ситуации. И тогда вполне может оказаться, что тот
или иной технический прием кому-то лучше делать так, а кому-то этак.

На мой взгляд, любой прием, любая комбинация, любая ката дают нам возможность проникнуть
вглубь каратэ, причем под разными углами, с разными послествиями. И помочь увидеть это -
самая интересная и самая трудная задача для учителя. "Вынимать фокусы из рукава" - это не
желание чем-то "развлечь" учеников. Ученики сами раньше или позже приходят к этому новому
взгляду на уже давно известные им вещи. Вернее сказать, они ПОДХОДЯТ к моменту, когда нужно показать им ту или иную технику по-новому. И зачастую "по-новому" не потому, что хочется учителю, а потому, что уже надо ученику. Именно этому самому ученику.

Ну, к примеру - есть какой-то удар. В базовом варианте мы его учим год-два-три. Постепенно
учимся делать максимально эффективно именно в базовом варианте. Естественно, через какое-то время все возможности базового варианта исчерпываются. И тогда нужно искать дополнительные элементы, которые позволят делать этот удар еще более эффективно. Как у Листа: "Быстро. Быстрее. Очень быстро. Максимально быстро.... Еще чуть быстрее!"

Хороший учитель всегда должен искать такие "изюминки". Причем, очень часто они будут
разными для разных учеников. Короче говоря - всю свою жизнь мы изучаем ои-цуки. И иногда даже приближаемся к его пониманию.


Сейчас вижу, что написанного мало. Особенно в свете нескончаемой дискуссии о том, что де
"приемы не работают", "ката не имеют смысла", "бункай детский" и т.п. Не думал, что
некоторые очевидные вещи настолько не очевидны для некоторых обданенных по самое не могу
каратистов, но, видимо, эта проблема на самом деле значительно шире, чем может показаться.

Итак, начнем с основ, с базы. С КИХОНА. Известно, что одной из основных заслуг Гичина
Фунакоши является кодификация базовой техники каратэ с целью создания общедоступной (и
достаточно проработанной) методики преподавания каратэ.

В школах китайского ушу, откуда явно прослеживаются корни японского каратэ, обычно изучают десятки и сотни "приемов", имеющих красивые цветистые названия, некоторые из них
встречаются в "формах" (Тао) лишь однажды. Изучение техники в таких школах состоит из
многократного повторения Тао и, как правило, не подразумевает единственного применения -
всегда возможны варианты. В разных комбинациях, в разных Тао похожие техники имеют
различные способы применения от простого удара до сложного броска и т.п. И таких техник
десятки, сотни, тысячи. Нечто подобное мы находим в таэквон-до, когда число т.н. "базовых
техник" достигает нескольких тысяч, хотя очевидно, что между некоторыми из них разница
минимальна.

Фунакоши был школьным учителем в эпоху Мейдзи. Чтобы понять, как это повлияло на Фунакоши и на каратэ, вспомним так называемое "Клятвенное обещание императора Муцухито» 1869 года, которое стало концепцией развития Японии на десятилетия. В этом документе были закреплены следующие принципы: демократизм (учёт общественного мнения при решении государственных дел — п.1), примат национальных интересов (п.2), свобода деятельности (п.3), независимость суда (п.4). Но основным положением считается "пятый пункт", который устанавливает эффективное использование знаний, достижений человечества, чтобы "положение Японии было упрочено". Отсюда и научный подход к методике преподавания в школах, ВУЗах, отсюда и весьма успешная попытка школьного учителя с Окинавы создать простую и эффективную методику преподавания каратэ.
Фунакоши выделил 3 десятка техник, которые и стали "кихоном" - базой в его каратэ. Изучение этой небольшой по объему базы занимает минимум времени. При двух-трех тренировках в неделю эту базу можно освоить (в первом приближении) за несколько месяцев. Это - всего лишь "прописи", "гаммы". Мы учимся стоять, двигаться, выпрямлять и сгибать руки и ноги, пытаемся делать несколько отдельных движений одновременно, пытаемся правильно дышать, в общем - всего лишь даём телу кое-какие навыки.
Естественно, на этом уровне применение техники выглядит весьма наивным и вряд ли эта
техника может быть реальным оружием. Но проходит время, через тысячи повторений "приема" мы перестаём размышлять о том, как правильно поставить ноги, как правильно сжать кулак, когда вдохнуть и сколько выдохнуть. И тогда наш мозг начинает работать над другим - как сделать эту технику эффективнее, как ее вовремя и по месту применить и так далее. И в этом нам помогает КАТА - форма. Мы берем "приёмчики" и начинаем их пробовать в разных формах, в движении, в комбинациях. И всё опять (как и в Кихон) - в правильной, в идеальной форме, в
заданном ритме, направлении, с правильными усилиями. И происходит чудо - Ката как форма, в
которую заливается расплавленный металл, создаёт новую форму, форму нашей техники и
тактики.
Мозг одинаково реагирует на реальную картину (боя) и на воображаемую (если, конечно, мы искренни в своем желании представить реального противника во время выполнения нашей техники). Многократное повторение Ката создаёт в нашем мозге устойчивые и правильные
связи между образом (действием противника) и реакцией (нашим действием). И чем ближе мы к
правильной форме КАТА (шаблону) - тем более точной получается наша форма, созданная с
помощью ката.
На этом уровне наш Бункай (разбор, "инструкция по применению") является очень простым,
формальным. Зачастую он в принципе не может работать, если противник из воображаемого
превратится в реального. Но в нашем воображении противник вполне реален, его действия мы
видим "как есть" и реагируем на них предписанным способом. И тогда этот Бункай прямо
выполняет свою функцию - разъясняет нам отчего и почему мы делаем ту или иную технику. В
простом и очевидном варианте.

(продолжение следует)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Shihan




Пост N: 3065
Зарегистрирован: 18.05.05
Откуда: бывший СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.17 10:56. Заголовок: продолжение


Кихон

Вернемся к технике. Кихон – база, схема, основа, идеальное по форме выполнение технического или тактико-технического действия. В Dojo мы обычно имеем идеальные условия для отработки. Там и пол отличный, и свет достаточный, и температура воздуха комфортная. И главное – никто не мешает. Противник, если и есть в каких-то вариантах отработки, то работает аккуратно, без жёсткости, тем более без жестокости по отношению к нам.
И мы сначала многотысячекратно повторяем те три десятка техник, подобранные Фунакоши по базовым принципам техники каратэ. Изучая эти «приёмы» и всё более стремясь именно к правильной внешней форме (опять ката – теперь ката одного, максимум двух-трех движений), мы доводим наши навыки до автоматизма, до мгновенного технически правильного действия. А потом в этой идеальной форме ищем и находим что-то своё, то, что улучшит, ускорит, усилит именно нашу технику. Помните, на Востоке принято считать, что только в поединке можно самому стать мастером. Конечно, поначалу копировать коллегу по Dojo, именитого мастера, повторять учителя, но только до определенного уровня. И может быть, удастся победить коллегу, может быть получится бить Ura Mawashi Geri так, как бьет известный мастер, и даже стать копией учителя. Но не более того. Пойдешь дальше, победишь себя - перестанешь быть копией, станешь сам мастером.
Но это «на макроуровне». Вернемся на «микроуровень». Повторение техники в идеальной форме создаёт платформу, от которой можно продвигаться дальше. Мозгу уже не надо контролировать десятки параметров этого удара, всё действует «на уровне мозжечка». Но в идеальной ситуации. А потом по программе обучения создаются помехи – перемещения, изменение уровней, работа с ритмом. Дальше – больше. Помехи усиливаются – появляется противник. И пусть сначала это не противник, а партнёр, пусть всё снова почти «по детски». Но дальше – больше. Увеличивается скорость, сила, вариативность действий противника-партнера. Помехи разрушают в большей или меньшей степени идеальную форму, но приводят к созданию новых навыков. Где-то мы и плечо потянем (как писал замечательный Мастер М.Накаяма), где-то пяточку оторвём (хотя только что нам это делать запрещали категорически), а где-то вообще ударим не в стойке, а почти в прыжке! Раньше или позже научимся бить в падении, когда нас подсекают, научимся защищаться болевыми приёмами, научимся с удара выходить на захват и удушение и т.п. И всё – с изменениями базовой техники под влиянием противника и иных обстоятельств. И вот тогда поймём, что в арсенале каратэ не 30 «приёмов Фунакоши», а сотни и тысячи. И чем больше будет наш опыт в разных единоборствах, тем больше общего мы найдем. Не сразу, но однажды до нас дойдет, что шаг – это удар, а хикитэ (в том числе) – классический бросок из дзюдо. И что техника иайдо практически идентична технике каратэ. Ну и вообще…

(продолжение следует)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Shihan




Пост N: 3067
Зарегистрирован: 18.05.05
Откуда: бывший СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.17 22:17. Заголовок: небольшое отступление


Сделаем небольшой перерыв в нашей беседе о кихоне-ката-бункай, а потом обязательно вернемся. В мире всё имеет продолжение, но так же всё возвращается к истокам, зачастую на другом уровне. Спираль ДНК, спираль галактики, спираль истории…
Все мы слышали или читали (а кто-то даже принимал в этом участие с той или иной стороны!) о том, что почти все семинары каратэ похожи друг на друга – всегда всё начинается с базовой техники. Будь то семинар для белых поясов, будь то семинар для черных – все встают в строй, все вновь и вновь отрабатывают базовую технику, все ходят с oi-zuki. Нередко участники выражают своё недовольство – мол заплатили деньги, пригласили мастера, а он нас в строй и «ichi, ni, san»! Нам, мастерам черного пояса! И на прошлогоднем семинаре, и два года назад, и пять лет назад! Одно и то же!
Что же происходит с нашей техникой за годы тренировок? Неужели мы так и не можем приблизиться к тому идеалу, который требуют от нас наши учителя? Почему снова и снова «kiba-dachi, seiken choku-zuki, ichi, ni, san, si»????
Давайте попробуем вспомнить наши первые тренировки. Конечно, это было давно! У кого-то аж целый год назад. У кого-то десять. У кого-то 30 или 40. Или больше. Но ведь это был первый маленький шаг на бесконечном Пути! И этот шаг вполне стоит того, чтобы его запомнить на всю жизнь. Итак, первая тренировка. Обычно вспоминаются первые более или менее неуклюжие попытки отжаться на кулаках, сесть на шпагат, встать в «стойку всадника». Может быть первые два-три приема защиты, скорее всего «прямой удар кулаком». Вот давайте на нем, этом «прямом ударе кулаком» и остановимся для начала.
Поначалу всё элементарно! Всего-то встать в этакую раскоряку, ручки сложить в кулачки, одну сунуть вперед, другую отдернуть назад. Запросто! Правда, через 15 секунд вдруг замечаешь, что твоя раскоряка перестала быть похожей на «стойку всадника», а кулак превратился в фигу. И пройдет месяц-два, а то и больше, прежде, чем удар хотя бы внешне станет отдалённо походить на то, что делает учитель. Внешне. Походить.
Помню случай, свидетелем которого я был. На Таганке был зал, где вели занятия Слава Петров и Слава Дмитриев – два пионера советского каратэ. От троллейбусной остановки «улица Войтовича» надо было к спортзалу идти через старообрядческое кладбище, мимо старообрядческой церкви (церковь, кстати, стоит там до сих пор). А на остановке был пивной ларёк. В те давние годы (это была середина 70-х прошлого века) пиво продавали не в алюминиевых банках, а просто «в розлив». Пиво обычно было кислым, разбавленным, летом оно было теплым, зимой в него доливали из чайничка подогретое, чтобы горлышко не застудить. И покупателей всегда хватало, если было пиво. Так вот в тот самый день пиво было. И после тренировки все шли к остановке, где как раз стоял пивной ларёк. Это было после второй или третьей тренировки, когда кажется, что почти все «секреты каратэ» уже познал. Два молодых человека после тренировки приняли по кружечке, а может и по две, ожидая троллейбус. Ну и схлестнулись в диспуте о чем-то высоком. Выглядело это так – оба встали в киба-дачи и с криками «про маму и папу» пытались дотянуться до морды лица «прямым ударом кулаком». Без шуток. Их разняли, продемонстрировать всю смертоносность освоенной ими техники они не успели. И это хорошо. В противном случае могли бы быть и травмы. И не только у того, кому бы прилетел удар, но и у его оппонента. Потому как наши супер-бойцы уже разучились драться «по-уличному», а «по-каратистски» еще не научились.
Но вернемся к нашим баранам – через пару месяцев занятий внешне удар уже вроде бы получается. И форма стойки, и форма удара. И чем больше этот удар тренируешь, тем лучше он получается. Тело начинает слушаться, тело начинает чувствовать. Есть только одно «но» - чего-то в этом ударе не хватает. Кому-то силы, кому-то скорости, кому-то и того, и другого, и третьего, и еще чего-то. А почему? Да просто потому, что где-то что-то работает не совсем правильно. А максимальная скорость системы, как известно, равна скорости самой медленной ее составляющей. И если что-то не доделал – толкнулся не правильно, плечико потянул, ручку не отдернул - то удар может и получится похожим на настоящий, только всё равно имитация!
Что делать? А всё то же самое. Опять начинать с самого начала – от формы. Исправляя те ошибки, на которые указал учитель. Подтягивая «слабое звено». Опять тысячи повторений. И всё обязательно получится, и всё будет просто отлично! Только вот опять незадача – исправили одну ошибку, тут же прорезалась другая. Ликвидировали её – возникла новая проблема. Даже когда всё здорово, всё равно есть над чем работать. Но опять с самого начала. Опять по спирали. Опять к улучшению, к усилению, к оптимизации. Хорошо, если учитель видит твои проблемы и знает пути их решения. Хорошо, если ты веришь учителю и трудишься, не жалея себя. Плохо, когда возникают мысли – «а я же всегда делал вот так, а учитель мне про эту ошибку ничего не говорил!» Конечно, не говорил – сначала ты бы просто не понял, о чем речь, а потом не всякая ошибка изначальна, многие и многие появляются и проявляются по ходу изучения техники. А что-то и не ошибки вовсе, а просто «слабые места», которые тоже надо убрать.
И опять с самого начала. И опять с базы. Но совсем на другом уровне. Потому как спираль хоть и проходит каждый раз одну и ту же «орбиту», на самом деле каждый раз поднимает наше понимание на новый уровень всё выше и выше.

(продолжение следует)

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет