Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.04 22:45. Заголовок: ХАРА (ТАНДЕН)


(Нужно открыть иллюстрации по адресу: http://www.aoinagi.org/ --› Curriculum --› Essays --› Technically Speaking --› Hara)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 13 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.04 22:46. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)


Для исследования положений Хара, представим трехмерное пространство - 3 оси координат, из которых горизонтальная ось - будет самой главной. Рассмотрим особенности быстрого передвижения и устойчивости стоек в горизонтальной оси. Иногда в бою, наклоны Хара просто необходимы, но в основном, и особенно в бою со множеством противников, точное горизонтальное положение Хара предпочтительнее.

Иллюстрация 1. Варианты наклонов Хара (красная линия) относительно горизонтальной линии (зеленая линия) в стойках



Рассмотрим иллюстрацию 1. Три каратэка демонстрируют варианты наклонов Хара. Большинство каратэк, когда стоят, наклоняют Хара так, что ее задняя часть оказывается выше передней (каратэка-1), зато при движении вперед, наоборот – Хара отклоняют назад (каратэка-3). Это одна из самых распространенных ошибок при атаке вперед.

Каратэка-2 на иллюстрации 1 показывает отклонение Хара влево. Это – неправильное положение. Это одна из самых распространенных ошибок при движении. В качестве примера, рассмотрим в последней части Хейан-4 (Pinan Yodan) «дорожку» из 3-х ко-куцу (у автора - aiumiashi-mae?) с моротэ. Удерживая горизонтальное положения Хара, каратэка придвигает одну ногу к другой и готовится к выполнению моротэ. В этот момент, когда одна нога оказывается у другой, Хара наклоняется в сторону. Как только нога, при движении вперед, встала в кокуцу с одновременным моротэ, Хара выравнивается обратно в горизонтальное положение.

Такое «заваливание» Хара набок замедляет продвижение вперед и вызывает задержку выполнения блока, т.к. на обратное выравнивание Хара в горизонтальное положение необходимо дополнительное время и энергия. Этого следует избегать не только в Хейан-4, а во всех ката. Отклонения Хара от горизонтального положения можно использовать только в случае острой необходимости в кумитэ.

И еще исторический экскурс о значениях наклонов Хара. До начала прошлого века, наклон Хара вперед выражал готовность умереть. Кроме того, наклон Хара вперед может означать, что мастера боевых искусств называют «wreckless (? - не знаю перевода) энергией». Это понятие в японских боевых искусствах связано с Сеппуку, Хара и готовностью умереть на службе своему Даймё.

Иллюстрация 2. Варианты наклонов Хара (зеленая линия) относительно вертикальной линии (красная линия) в стойках



Иллюстрация 2 показывает также 3 каратэк при движении в стойке дзен-куцу. Каратэка-1 демонстрирует самую частую ошибку в камаэ – простой наклон бедер без вертикального положения спины, при этом Хара наклоняется вперед. Кроме того, его голова выдвинута вперед и удобно подставлена под удары противника.

Положение Хара у каратэка-2 чуть более правильное. Здесь уже есть попытка вернуть Хара в горизонтальное положение за счет прогиба поясницы. Верхняя часть спины при этом находится в вертикальном положении. Но красная линия имеет два излома - такой неестественный прогиб поясницы весьма травматичен. При этом передвижения в таком положении замедляются, поскольку каратэка имеет дело со сложной механикой тела.

Правильное положение у каратэка-3. Положение Хара точно горизонтально, а тела точно вертикально, без всяких изгибов. Такое положение тела лучше всего: атаки быстры, баланс устойчив, развороты удобны в любом направлении.

Иллюстрация 3. Варианты наклонов Хара в стороны (зеленая линия) относительно вертикальной линии (красная линия) при перемещениях вперед-назад



Как говорилось выше, наклоны Хара в сторону, чаще всего, происходят при движении.

Ошибки при перемещении вперед (А-В-С). Каратэка (А) изначально имеет правильное горизонтальное положение Хара, но когда он делает перемещение вперед (В) и ноги оказываются вместе, его Хара наклоняется в правую сторону с изгибом в пояснице. С виду это незаметно, но каратэка, выполняющий перемещение таким способом, будет терять время на выравнивание Хара (В-С), а значит его перемещения вперед будут медленными.

Ошибки при перемещении назад (C-D-E). Каратэка (С) изначально имеет правильное горизонтальное положение Хара, но когда он делает перемещение назад (D) и ноги оказываются вместе, его Хара наклоняется в левую сторону, но уже без изгиба в пояснице. Вся его верхняя часть тела, вслед за Хара, также отклоняется влево от вертикали. Затем Хара вновь возвращается в правильное горизонтальное положение (Е). Каратэка, выполняющий перемещение таким способом, будет терять время на выравнивание Хара (D-Е). Его передвижение будет замедленным, а блоки запаздывающими.

Иллюстрация 4. Варианты наклонов Хара вперед-назад (зеленая линия) относительно вертикальной линии (красная линия) при перемещениях вперед-назад




Начинающие каратэки должны избегать любых наклонов Хара - особенно назад или в сторону. Только продвинутые каратэки (примерно с черного пояса), при атаках вперед, могут использовать наклоны Хара, но только вперед и только на краткий момент времени. Наклоны Хара вперед позволяют получить дополнительный импульс в скорости и силе.

Тут есть одна сложность. Самое проблемное звено при атаке вперед – центр тяжести тела. Это - самая медленно движущаяся часть тела, которая требует больше всего времени, чтобы перейти в новое положение. Если начать движение вперед, с одновременным выносом Хара вперед, то центр тяжести может сместиться слишком быстро и окажется в заключительном положении слишком рано. Атака не получится.

Изучение выбора момента времени для наклона Хара вперед – сложно даже для очень больших мастеров. Но, изучение этого элемента, позволит существенно повысить эффективность действий.






Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.04 17:37. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)


Анализ стоек и эффективности цуки
(сокращенно)

Сначала нескольких простых наблюдений о наиболее часто используемых методах в каратэ и после этого об эффективности. Далее о методах выполнения цуки.

Наблюдения техники цуки в каратэ: какие основные проблемы связаны со стилем, показан-ным на фото?

http://www.tokitsu.com/en...by_the_tokitsu_ryu_school/

НАБЛЮДЕНИЕ 1: положение ног чрезмерно жестко. Напряженность в задней ноге беспо-лезна. Если нога напряжена, то она будет препятствовать выполнению последующих движе-ний.

Это также означает, то впоследствии потребуется время для ее расслабления, иначе это ста-нет отрицательным фактором. Вы видели, чтобы каратека таскал свою ногу, словно она за-гипсована?

Также не следует забывать, что одно из положений Будо – это перемещение тела максималь-но свободно, насколько это возможно, чтобы симулировать движение внутренней энергии и соответствующей стабильности.

НАБЛЮДЕНИЕ 2: ноги в этой стойке расставлены слишком широко, свобода бедер блоки-рована чрезмерным разведением ног и напряженностью в задней ноге. Лучшим является по-ложение, в котором ноги расставлены не слишком широко. Это является базовым положени-ем в любой дисциплине Будо. Современные практики каратэ считают, что широко разведен-ные ноги – это правильно, потому что это является более силовой и безопасной стойкой, и поэтому это соответствует методам, определяемым канонам Будо. Эта идея возникла только после Второй мировой войны и произошла она из-за людей, путающих боевую позицию с положением, принятым определенными школами для упражнений, увеличивающих силу. Говоря в целом, ширина ног в течение боя, согласно Будо, должна быть аналогичной шири-не, которая существует, когда мы просто ходим. «Способ перемещения ног в бою таков, как и при обычной ходьбе» (Miyamoto Musashi). «Любой, кто расставляет свои ноги слишком широко, никогда не станет хорошим практиком» (K. Sawai).

В классическом каратэ ширина ног была намного уже. Широкое разведение ног было введе-но только как средство укрепления нижней части тела. Постепенно эти понятия были пере-путаны.

Кроме того, вопреки тому, о чем часто думают, это положение не позволяет силе ног достичь кулака. Это положение позволяет каратеке только стабилизировать тело, но не выстраивать и направлять силу.

НАБЛЮДЕНИЕ 3: позвоночник в поясничной области чрезмерно сдавлен. К тому же, в этом положении, позвоночник сильно искривлен на уровне 4 и 5 позвонка. Фактически, когда вы-полняется техника, позвоночник находится под двойной нагрузкой, связанной с напряженно-стью в ногах и весом тела, позвоночник которого оказывается искривленным в лордозном положении. Впоследствии, все это еще и довершается вращением бедер. В результате, со временем, после выполнения сотни тысяч раз силовых упражнений на цуки (особенно gyaku tsuki), возникают нарушения в этих частях тела. Показательно, что у множества практиков школ каратэ, преподающих такой тип стойки, когда они достигают возраста 30 или 40 лет возникают серьезные проблемы со здоровьем. Большинство каратек не относятся к этому факту серьезно до дня, пока сами не почувствуют боль в спине, но к этому моменту, такое нарушение уже часто необратимо. Молодые практики имеют тенденцию игнорировать эту проблему, но они должны знать, что каждый, кто множество раз выполняет такую стойку, рискует получить хронические проблемы со здоровьем. Также добавлю, что эта стойка, час-то принимаемая за основную позицию в школе для наработки цуки, также применяется и для ударов ногами (yoko-geri, mawashi-geri...), где сдавливание поясничной области еще более резкое.

А если практикующие - дети, то следует для них учитывать особую степень опасности, т.к. обучение контролю над телом может стать началом различных заболеваний. И даже те, кто к сегодняшнему дню в каратэ достигли больших успехов, не гарантированы от получения в будущем инвалидности. Кроме того, если дети счастливы от занятий каким-то полезным де-лом, то их родители обычно думают, что это благо для их детей. Порою трудно, но необхо-димо осознать, что детское удовольствие и их долгосрочное физическое обучение - это со-вершенно разные вещи.

НАБЛЮДЕНИЕ 4: Сила удара, главным образом, собирается из плеч, предплечий и рук. В результате и мощь удара связана, в основном, с этими частями тела. Также в мощь удара во-влечено вращение бедер, но этого недостаточно, т.к. нет участия силы, исходящей от ног. Потому что такое положение позвоночника прерывает передачу мощи. В школах, где рас-пространен такой тип цуки, источники повышения эффективности удара изыскиваются только за счет усиления кулака и мускулатуры рук через практику ударов по макивара или по мешку. Также практикуются упражнения на тренажерах для накачивая мускулов.

НАБЛЮДЕНИЕ 5: Будет ощущаться негативное воздействие на локоть. В контролируемых ударах по воздуху сила удара концентрируется, в основном, в локте, потому, что выброс локтя предопределяет ощущение цуки. Иными словами, цуки выполняется через резкий вы-нос локтя. Воздействие происходит в момент, когда сила или мощь цуки концентрируются. Люди часто повреждают локоти из-за их сильного совместного воздействия на соединение.

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИКЕ ЦУКИ

Учеников часто учат концентрировать мощь за счет мускулов в момент, когда кулак дости-гает цели. Рассмотрим эту технику.

При ударе кулаком набольшая мощь заключена в финальной стадии удара, т.к. в этот момент он достигает максимальной скорости. Японские исследователи определили, что кулак в этой точке достигает скорости 35-40 км/ч. Каратеки резко останавливают движение удара в мо-мент достижения им максимальной скорости, т.к. согласно формы традиционного боя, удар должен быть остановлен в 0-3 см от жизненной точки тела противника, т.е. в момент, когда была достигнута максимальная сила. Это означает, что следует сделать резкую блокировку мускулов на скорости удара 35-40 км/ч, т.к. сосредоточение силы и технического контроля должно быть выполнены в единый момент времени. В результате возникает понятие, извест-ное, как энергия ударной волны.

Теперь представьте, что вы ведете автомобиль на скорости 40 км/ч и должны внезапно за-тормозить - сколько еще метров проедет машина, прежде чем остановиться? Какой эффект отразится на пассажирах? Если мы сравним этот пример с ударом цуки, когда кулак должен остановиться в нескольких сантиметрах от цели, то увидим, что эти две ситуации похожи.

Резкое торможение разгона удара имеет крайне отрицательные последствия. Что поглощает такой удар? В основном - локоть. Так, при каждом цуки, выполненным с силой, локоть вы-держивает огромную силу возвратной волны от остановленного удара, и еще значительную вибрацию, которая передается мозгу.

Если вы занимаетесь каратэ ежедневно, то эта ситуация повторяется сотни или тысячи раз. Это похоже на холостую стрельбу из пистолета. Говорят, что холостая стрельба портит ме-ханизм оружия. А применительно к человеческому телу?

Как можно сочетать поиск эффективности и физического благосостояния согласно концеп-ций Будо? Какую технику мы практикуем и каковы ее перспективы? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть понятие эффективности с различных точек зрения.

См. нижние фото: http://www.tokitsu.com/en...by_the_tokitsu_ryu_school/

Сила (энергия, нервные импульсы) от ног до кулака движется по спирали. Изображение силы можно представить, как движение скручиваемой спиралью нарастающей лавины, восходя-щей вверх от пятки до кулака, несущей силу верхним частям тела, приводя их в движение. Как по линии связи сила передается от одной части тела к другой - от пятки к лодыжке, ко-лену, бедру, торсу, плечу, локтю, запястью и, наконец, к кулаку. Как поток воды, направляе-мый Архимедовым винтом по трубопроводам, которые должны быть открыты, без преград на пути. На примере цуки, любое закрепощение мускулов отражается на других частях тела (нога, плечо, рука, спина…), как преграда на пути потока воды. Нервные импульсы, идущие через тело, не должны сталкиваться ни с какими препятствиями, они должны свободно, на-растающим спиралевидным потоком, передаваться от пятки к кулаку. Расслабление различ-ных частей тела – это эквивалент открытых трубопроводов. Поэтому эффективным является расслабление, а не концентрация силы.

Большинство методов Tai Chi Chuan основываются на представлении силы именно этого ви-да.

Oscar Gutierrez


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.04 08:50. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)


ELF
Вот и я об этом всё время толкую. Надо регулярно заниматься на макиваре, тогда эфект «холостого выстрела» значительно уменьшается,(японцы и окинавцы занимаются на макиваре до глубокой старости) , а если ещё добавить работу с оружием, а лучше всего с мечём «катана», то тут уж, все проблемы с суставами и локтями исчезнут сами собой.
Так как, только верное движение меча и руки, позволяет достичь гармонии движений.
С уважением Лихобабин П.Е.
www.realkarate.ru

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.10.04 00:08. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)


Вот и я об этом всё время толкую. Надо регулярно заниматься на макиваре, тогда эфект «холостого выстрела» значительно уменьшается,(японцы и окинавцы занимаются на макиваре до глубокой старости) , а если ещё добавить работу с оружием, а лучше всего с мечём «катана», то тут уж, все проблемы с суставами и локтями исчезнут сами собой.

--------------------
Абсолютно верно...
Для правильности понимания механизма работы КИ и достижения ественности движения мы, в Сетокай используем 2 вещи: бо и боккен...

например, я, максимальное задействование ТОЛЬКО нужных мышц и ничего более в гедан-барай, поняла через боккен

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.04 12:47. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)


Тема «травмоопасности» каратэ (причем именно в «холостом» варианте») - очень интересна.
Я уж не говорю о тех травмах, которые часто бывают от ударов по предметам, но ведь очень частые случаи приобретения травмы именно при отработке ударов по воздуху!
Сколько мне встречалось каратистов с больными суставами локтя и колена!
Проблема - в учителе. Не знает сам, не научил ученика - в результате травмы, которые не дадут возможности продолжать изучение каратэ.
Учитель, учитель и еще раз учитель.........

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.04 21:37. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)


Во! Значительно удобнее.. Спасибо тому, кто помог вставить иллюстрации

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.04 21:45. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)


Не за что. Я бы и другие вставил, но ссылок не нашел.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.04 22:25. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.04 17:32. Заголовок: Re: ХАРА (ТАНДЕН)


ELF
МН
Ваш союз в иформативности и наглядности просто великолепен!
С уважением Лихобабин П.Е.
www.realkarate.ru

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Опытный




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.05 17:52. Заголовок: Re:


Эх! За что боролись?
Набирали набирали рэйтенги, а вот пришёл лесник, всех разогнал и сделал всех "рядовыми".
С уважением Лихобабин П.Е.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Sensei




Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.05.05 18:18. Заголовок: Re:


На форуме техподдержки такой скандал идет по поводу "милитаристкого" стиля! Обещали дать возможность вернуться к старым уровням и рейтинги восстановить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.10 19:18. Заголовок: Подскажите по zazen ..


Подскажите по zazen
Практикуем два вида mokuso.
1.Положение да дзен, Руки в области пупка, ладонь на ладонь, спина прямая, кончик языка к нёбу, глаза закрыты, но мысленно смотрят под руки, почувствовать тёплый, красный шар, дыхание такое, чтобы уши не слышали не вдоха не выдоха.
2. Положение тоже. Представляем, что дышим "жидким" холодным воздухом. Вдох через нос, поток воздуха подымается по переносице ко лбу, по затылку вниз к позвоночнику и собирается в животе, лёгкий свободный выдох через рот тёплого воздуха. Первая практика вначале занятий, вторая в конце.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Shihan




Пост N: 1986
Зарегистрирован: 18.05.05
Откуда: бывший СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.10 20:55. Заголовок: zazen пишет: Практи..


zazen пишет:

 цитата:
Практикуем два вида mokuso.


А мы всё как-то по старинке......
zazen пишет:

 цитата:
почувствовать тёплый, красный шар, дыхание такое, чтобы уши не слышали не вдоха не выдоха.

zazen пишет:

 цитата:
Представляем, что дышим "жидким" холодным воздухом.


На мой взгляд, вы можете "чувствовать" хоть красный шар, хоть зеленый куб. В мокусо главное - умение концентрировать свое внимание. А уж на чем - вопрос второстепенный.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 36
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет