Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.02.05 12:04. Заголовок: «Ката в Шотокан» - 2


Продолжаем обсуждение этой безусловно интересной темы.
Уважаемый Ритай!
Вы написали:
Правильное многократное повторение. Не правильное, ни к чему не приводит. Лишь к теориям.
Это тоже теория. Хотя и правильная :)
Но «не все повторения одинаково полезны!» Я думаю, что БЕЗДУМНЫЕ повторения столь же бессмысленны и вредны, как и «неправильные». Вы во всех своих постингах ПОДЧЕРКИВАЕТЕ, что ученики не должны ЗНАТЬ, но должны ВЕРИТЬ. Это - в корне неправильно.
Каратэ нужно изучать у хороших мастеров (минимум, дойти до 3-го Дана тоесть получит хорошую основу для дальнейшего изучения каратэ). Самостоятельно изучить каратэ - НЕВОЗМОЖНО.
Кто бы сомневался! Но, опять же, «есть варианты». ИЗУЧИТЬ каратэ вообще трудно, так как комплекс этот настолько обширный и безграничный, что на полное его изучение может и жизни не хватить. А ИЗУЧАТЬ его можно по-разному. Например - по учебникам, написанным «хорошими мастерами», по их видео-пособиям. Вы же не станете обвинять «хороших мастеров» в том, что они занимаются жульничеством, выпуская всё новые и новые пособия? Кроме того, каратэ нельзя рассматривать в отрыве от общей спортивной науки. И как Кювье мог по одной косточке воссоздать облик доисторического чудища, так и разумный исследователь (изрядно потрудившись) без сомнения откроет все «тайны», которые преподают «хорошие мастера».
]Все Ваши теории, от ОТСУТСТВИЯ БАЗЫ в каратэ. Вы воспринимаете техники каратэ со своей точки зрения, поэтому и Каназава сенсей и др. учителя Вам профанация. Это обычный взгляд рукопашников, боксёров, борцов, кёкушинкаистов и др. представителей отдалённо похожих дисциплин.
Эти слова в адрес уважаемого Петровича, на мой взгляд, не имеют под собой оснований. Я нисколько не сомневаюсь, что с БАЗОЙ у Петровича проблем нет. Более того, как мне кажется, он в достаточной мере разбирается и в более сложных и тонких материях. И не только на основе личного опыта (что совсем немаловажно даже с Вашей точки зрения), но и на основе спортивной науки, знание которой у Вас весьма слабовато
Конечно, здорово что Вы пытаетесь изучать и понять каратэ. Но каратэ требует чистоты стиля, школы. И всё что мы добовляем из др. систем, мы должны исполнять в стилистике каратэ, не наоборот (не техники каратэ в стилистике кик-бокса, РБ, и т. д.).
Мне особенно понравились в Вашей фразе слова »ЧИСТОТА СТИЛЯ». Хотелось бы понять - о каком «стиле» идет речь? О стиле Г.Фунакоши, о стиле М.Накаяма или о стиле Х.Каназава? Или это Вы о своем персональном стиле?



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 140 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.05 21:21. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Сёдан (Shodаn) - начальный уровень обучения в достижении Сю (Shu)

Ката (или форма) – это образовательная основа всех традиционных школ боевых искусств. Ката - это самое наглядное представление знаний школы, представленных в сводной форме, которая представляет собой на-бор технических элементов и соответствующих понятий. Поскольку на первый взгляд ката кажутся неслож-ным набором движений, это часто приводит к иллюзии их простоты. Но это только на первый взгляд. В дей-ствительности же, ката несут в себе элемент Ура (Ura - скрытый уровень информации), который невозможно просто так увидеть, в отличие от элемента Омоте (Оmote – очевидный уровень информации).

Если ученик в ката видит только элемент Омоте, он навсегда останется на уровне начинающего, вследствие непонимания им истинных глубинных знаний, заключенных в ката в элементе Ура. Чтобы достичь уровня Сю, ученик должен сначала научиться подчинять свй нрав (эго) с помощью ряда скучных упражнений. С это-го начинается обучение в Сёдан. Кроме того, ученик на уровне Сёдан должен научиться сосредоточенности и дисциплине систематической учебы. В некоторых школах, придерживающихся более строгих традиций, практика ката также включает особую цель создания у ученика ощущения физического дискомфорта, чтобы принудить его мысленно сконцентрироваться только на одной задаче. При обучении обычно используется несколько ката, с помощью которых изучается применение ударов и блоков в различных ситуациях боя. По-степенно интенсивность исполнения ката наращивается, и в этом процессе, ум ученика постепенно приуча-ется обрабатывать всевозрастающий объем информации и т.о. повышается эффективность действий. Нейро-мускульные процессы в организме переходят на уровень интуитивного ума и, т.о. ученик не затрачивает вре-мени на их осознание. Как только это будет выполняться учеником удовлетворительно - первый уровень обучения достигнут.

Проблемы на первом уровне обучения

Первый уровень обучения в ката достигают почти все ученики, т.к. он основан на простых физических по-вторениях. Однако, на первом уровне, если он основан только на изучении ката без всяких объяснений сен-сея, ученик может впасть в заблуждение, что изучение ката этим и ограничивается. Причина в том, что у мно-гих современных сенсеев собственный уровень знаний недостаточен. Это не только потенциально опасно, но и является обманом учеников, которые не получают необходимых навыков. Не понимая смысла, множество весьма одаренных учеников бросают учебу. Соответствующие объяснения, даже на самом первом уровне обу-чения ката, просто необходимы.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.03.05 21:54. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Сёдан (Shodаn) – завершающая фаза обучения в достижении уровня Сю (Shu)

В завершающей фазе обучения в достижении уровня Сю включается новый элемент - бункай (bunkai). С по-мощью бункай ученик должен достичь более глубокого понимания причин технических действий в ката. Бо-лее подробно изучаются и анализируются ситуации боя, для которых предназначены технические приемы ката. Однако, на уровне Сю, исследования и оценка возможностей, заключенных в ката, строго ограничивает-ся точным выполнением этого ката без каких-либо его изменений. Строго точное исполнение ката является отражением определенных успехов в элементе Омоте, достигнутых учеником при изучении ката. С этого момента, сенсей начинает постепенно объяснять ученику суть значения скрытого элемента Ура в ката. Для одних учеников – это становится неожиданным открытием, но некоторые ученики способны понимать его с самого начала самостоятельно. Но в любом случае, сенсей должен перейти к раскрытию фундаментальных понятий на более подробном уровне, чем прежде. Это ставновится переходным моментом к достижению следующего уровня - Ха.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.05 00:06. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Начальная фаза обучения в достижении уровня Ха (Ha)

В традиционном японском понятии Сю-Ха-Ри, уровень Ха означает начало творческого самовыражения уче-ника. С этого момента, в практике ката ученику разрешается применение вариаций базовой техники - хенка-вадза (henka waza). Хенка-вадза – это «отклонение в пределах существующей формы» или «классические изменения, которые осуществляются в строгих границах определенного ката». Сенсей поощряет творчество ученика, который изучает возможности вариации техники в ката.

Все это должно происходить под тщательным надзором сенсея, т.к. существенные отклонения от канонов ката могут привести к небрежности или искажению техники, но с другой стороны – чрезмерные ограничения могут навредить развитию методологических способностей у ученика. Поощрение творчества в целях выра-ботки у ученика методологических способностей необходимо также для обретения им опыта, который он сможет применять самостоятельно при изучении других ката.

Завершающая фаза обучения в достижении уровня Ха

Как только ученик поймет для себя принципы методологии, он обретает свободу, выражающуюся в почти бесконечных возможностях для самосовершенствования. С этого момента выявляется талантливость учени-ков. Исходя из полученного опыта, они начинают стремительно прогрессировать. Теперь, все принципы и формы школы, начинают служить для стимулирования ума ученика. Ученик уже более полно оценивает воз-можности ката и признает в их техническую мудрость, заложенную предыдущими мастерами. В течение это-го периода, все усилия, вложенные сенсеем в ученика, начинают приносить результаты.

Проблемы в достижении уровня Ха

Строгая приверженность основным концепциям стиля школы, должна соблюдаться и в это время. Чрезмер-ные отклонения, в процессе творческой деятельности, могут привести учеников к искажению стиля, создан-ного Рюсо (Ryuso – основатель школы). Искажение стиля школы, кроме того, может привести к неприятным последствиям для самих учеников данной школы, т.к. их способности будут окончательно скомпрометиро-ваны. Также на этом же уровне проявляется некомпетентность некоторых сенсеев. По причине своей догма-тичности, они пресекают всякие попытки творчества ученика и даже не считают нужным его понять.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.05 03:13. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Достижение уровня Ри (Ri)

Некоторые современные мастера боевых искусств отвергают методику ката, в том числе - Сю-Ха-Ри, считая ее примитивной и устаревшей. Но большинство из них - «кабинетные эксперты», которые в изучении ката не продвинулись далее уровня Сю, но при этом считающие возможным комментировать то, в чем они абсолют-но не компетентны. Как и большинство людей, не имеющих опыта фундаментальных исследований, вместо сложного обучающего инструмента, они расценивают ката, как искусство эстетического жеста, типа балета.

К сожалению, это неверное толкование зачастую происходит неосознанно, по причине подчеркивания важ-ности ката в некоторых старых традиционных боевых школах. В этих школах, основные принципы и сущест-венные элементы стиля были настолько утрачены, что все их ката содержат только элемент Омоте и не бо-лее того. Также неверная оценка практики ката происходит в связи с приоритетной ее «привязкой» к мокуро-ку (mokuroku - техническая программа школы), когда ката превращаются в инструмент «добычи» очередного пояса, что неизбежно превращает ката в упрощенный танец, в котором элемент Ура и возможности, связан-ные с ката, игнорируются. В таких школах традиции мертвы, они походят на «скелеты, пытающиеся изобра-зить из себя полноценное тело человека».

Что такое Ри?

Ри трудно объяснить словами, поскольку это не достигается, а постигается. Это состояние, которое происхо-дит само по себе после того, как достигнуты уровни Сю и Ха. С этого момента, мастерство в ката достигает такого уровня, что внешняя его форма перестает иметь значение. Прогресс в ката, подобен восхождению на вершину, по теневой стороне, горы, при достижении вершины которой, вспыхивает «солнце» необозримого постижения истины. Истины, которая является «универсальным ключом» к постижению всего, в том числе и достижения технического совершенства. Человек, достигший такого состояния, способен на интуитивное выражение техники, которая является столь же эффективной, как будто она разучена в ката. В старину гово-рили: «Любое намерение мастера опасно, даже, если он при этом и не пошевелит и пальцем». Техника мас-тера не тормозится процессами осознавания ситуации, поэтому скорость его техники равна мысли. При этом мысль его мгновенна, т.к. он познал истину.

Человек, постигший Ри, становится созерцателем жизни, ему все подконтрольно, он способен влиять на все происходящее в его жизни. Его наблюдение становится собственным выражением действительности. Людей поражают его кажущиеся им сверхъестественными возможности, способность распознать опасность до того, как она реально возникла. В состоянии Ри, задержки времени между процессом наблюдения и осознавания практически нет. Это – «ки» (ki). Это – «мусин» (mushin). Это – «дзю» (ju). Все - одновременно. Это - проявле-ние самого высокого уровня боевого мастерства. Это - то, что мастера называют – «ва» (wa). (Wa – по-японски «Гармония» (или - Сущность/Истина/Законы природы), Понятие «ва» входит в 4 основные катего-рии японской философии и эстетики: «ва-кей-сей-дзяку» - гармония, уважение, чистота, тишина).

Проблемы в достижении уровня Ри

Уровень технического исполнения, связанного с Ри, в реальности, к сожалению, для достижения большинст-вом учеников невозможен, для этого нужно иметь особые способности. Однако, это не означает, что люди, не способные достичь этого уровня технического совершенства, не могут стать превосходными сенсеями, способными привести учеников к вершинам мастерства, даже при том, что сами не способны постичь интуи-тивного уровня исполнения, которым является Ри. Некоторые люди утверждают, что проблемы неспобности не существует. Однако, реалии жизни показывают, что не каждый ученик обладает врожденным талантом достижения мастерства. Этот закон природы распространяется не только на боевые искусства, он существует вообще. Все мы с рождения имеем определенные таланты и способности, которые обусловлены уникально-стью каждого человека. Отрицание этого факта, означает и не признание нашей уникальности.

Учитель и ученик

Как только ученик достиг уровня Ри, он, по существу, постиг Путь школы. На этом уровне также проявляется мастерство сенсея, как учителя этого ученика. В старые времена существовал ритуал, когда достигнув Ри, ученик делал кеппан (keppan – клятва на крови) в знак благодарности и признания своей школе и своему учи-телю, которые помогли ему, обуздав его эго, подняться до вершин мастерства. Его поведение должно было отразить, что он навсегда предан своей школе и при любых обстоятельствах, всегда предан своему учителю. Следуя ритуалу, с этого момента, сенсей должен был позволить действовать ученику самостоятельно, на-правляя, но никоим образом не мешая, ему идти по избранному пути. Великий учитель и наставник, сенсей должен был стоять около своего ученика, испытывая чувство гордости за него. Он также был обязан выска-заться перед школой по поводу своей преданности, чтобы еще подвердить своему ученику соответствие принципам и традициям их школы. Его задача была выполнена, и он для своего ученика превращался в «де-душку вместо отца».

К сожалению, благородные ритуалы школы, отражающие отношения между сенсеями и учениками, уже поч-ти забыты. Теперь сенсеи, вместо того, чтобы демонстрировать веру в себя и гордость за свою школу, сами являются жертвами тщеславия и малодушия. За неудачей сенсея часто следует потеря уважения к нему уче-ников, а за потерей уважения, школа фактически перестает не существовать. Часто возникают проблемы, ко-гда сенсей не понимает принципа дисциплины отношений между ним и учениками, что приводит к тому, что ученики не имеют к нему должного уважения, которые ему подобает в пределах школы. В такие момен-ты сенсеи начинают малодушничать и сомневаться в избранном ими пути, что неизбежно передается их уче-никам или отражается на качестве их обучения. Достижение учениками самых высоких уровней самовыра-жения, приходит через обуздание своего эго, что должно основываться на высочайшей дисциплине в школе. Сенсею всегда нужно помнить, что дисциплина и преданность старшим, традициям школы, является состав-ной частью методов обучения. Сенсей должен помнить, что это является его обязанностью.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.05 03:35. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Белое становится черным, черное становится белым

Каждый ученик должен иметь у себя дома нечто вроде ками-дана (kami-dana – «ками» - духи, т.е. почетное место, место созерцания или размышления) с какими-либо символами своей школы или избранного Пути. Это будет «зеркалом его совести», в которое он может смотреть, видя в нем неискаженную правду и свои поступки. Он может просить, чтобы ками мастеров его школы, помогами ему в постижении собственного Пути, чтобы под их критическим взглядом, он тщательно исследовал свои недостатки, искоренняя в себе все порочное, что мешает ему в укреплении духа и достижении мастерства.

Метод Сю-Ха-Ри может успешно действовать только через желание постижения истины учеником и его учи-телем, тем самым, обретая знания и мудрость предков своей школы.

Yukiyoshi Takamura, 1986
Takamura-ha Shindo Yoshin-ryu jujutsu


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.05 12:40. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Иметь дома ками-дана? Рядом с постером Мэнсона? И попивать у ками-дана пивко?
Был у меня когда-то зал в школе у ст. метро «Октябрьское поле». Хозяин зала денег за аренду не брал, а только просил пару бутылок вина. Мы занимались, а он тихонько спивался в кладовке. Однажды я к нему туда зашел что-то спросить, и увидел такую картину - наш «арендодатель» сидел около ОГРОМНОГО ПОРТРЕТА ЛЕНИНА. В руке у Саши был стаканчик портвешка, второй стканчик он держал около нарисованной руки Ильича. САША НЕ ХОТЕЛ ПИТЬ В ОДИНОЧКУ! ОН ПИЛ С ЛЕНИНЫМ!
Такая вот ками-дана, панимаишь................

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.03.05 17:09. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Но можно было привести и другие аналогии, например, «красного угла в русской избе»...

Мы до сих пор сохраняем традицию посещения могил наших предков, а в таком случае - зачем?

Зачем тогда почитать родителей?



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.03.05 02:20. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Опять у Вас, уважаемая Эльф, каша из понятий. В одну кучу и японское почитание предков с домашним алтарем и русский красный угол с божьими образами.
Не видите разницы?

Правильно ElenaS писала - каждому ритуалу время и место. Что хорошо в додзё - нелепо в универмаге.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.05 14:17. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Божьи образа?
Заупокой свечки ставят?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.03.05 19:38. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Кусанку с сай (статья и описание)
http://www.msisshinryu.com/articles/
aja/kusankusai.shtml

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.03.05 01:43. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Ката – это форма отдельных частей или полного сражения. Ката позволяют разложить участки или отдельные фрагменты поля битвы со всеми происходящими в этот момент на них событиями в отдельные куски, которые возможно в спокойной обстановке проанализировать, обдумать, опробовать и изучить. На высших уровнях практики ката, они исполняются с чувством, при котором практик должен максимально возможно воссоздать в себе весь трагизм реального боя, все его действия против врага и даже пережить возможный исход.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.03.05 13:58. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


ELF пишет:
цитата
На высших уровнях практики ката, они исполняются с чувством, при котором практик должен максимально возможно воссоздать в себе весь трагизм реального боя, все его действия против врага и даже пережить возможный исход.

и как у вас сейчас с «проживанием»?
между прочим старик КС Станиславский под конец жизни отказался от своей системы, сказав примерно следующее: полное отождествление себя с персонажем пьесы - психиатрия...это приводит к тому, что актер начианет «заигрываться » в жизни, т.е. перестает быть самим сосбой а полностью считает себя тем или иным персонажем со всеми поступками...
собственно это я к вопросу о «полном проживании» и перенесением «самурайского быта» в сегодняшнюю жизнь...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.05 03:48. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


цитата
Ката – это форма отдельных частей или полного сражения. Ката позволяют разложить участки или отдельные фрагменты поля битвы со всеми происходящими в этот момент на них событиями в отдельные куски, которые возможно в спокойной обстановке проанализировать, обдумать, опробовать и изучить. На высших уровнях практики ката, они исполняются с чувством, при котором практик должен максимально возможно воссоздать в себе весь трагизм реального боя, все его действия против врага и даже пережить возможный исход.

Вы хоть сами поняли что Вы написали?


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.05 14:16. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


Не смущайтесь.. для Вас спортсменов.. это падеде из балета «Раймонда»
хех

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.03.05 17:05. Заголовок: Re: «Ката в Шотокан» - 2


ELF
А что значит
цитата
для Вас спортсменов..
?

Ваш критерий спортивности?

Как определить, Ой-тсуки спортивный или нет?


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 140 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 31
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет