Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.04 01:19. Заголовок: Размышления об истории карате


К. Токитсу (5 дан Сётокан)

Почему мы практикуем карате? Что мы ищем в нем? К чему это искусство может нас привести?



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 78 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.07.04 22:38. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


Краткий исторический обзор Шао-Лин-Куан

Боевые искусства монастыря Шао-Лин-Куан часто представляются дихотомически, противопоставляя Север и Юг, внутренние и внешние стили. Монастырь Шао-Лин основан в 495 году, расположен в провинции Хо-нан (Хэнань) (Ho-Nan), на севере Ян-цеу-Киан (Yang-tseu-Kiang), и считается, что истоки его происхождения связаны с Севером Китая. Он знаменит историей о Бодхидхарма, который якобы преподавал в нем в 6 веке. Но сегодня историки отрицают существование этой личности и считают его мнимым мастером, на котором буддисты основывают свои идеалы. И все-таки, с его именем и изображением связано в истории многое. Эта легендарная личность оказала большое влияние не только религиозные взгляды, но и на практику боевых искусств. В Китае школы боевых искусств обычно неразрывно связаны с буддийскими или даосийскими практиками.

Согласно книги «Шао-Лин бу-дзюцу» г-на Матсуда (Matsuda) («Китайские боевые искусства», 1972, Токио): «различия между стилями Севера и Юга делаются обобщено по линии реки Ян-цеу-Киан (Yang-Tseu-Kiang). Стили Юга определяются, главным образом, провинциями Гуандон и Фудзянь (Guangdong и Fujian), которые являются частью бассейна реки Цу-Дзян (Zhu Jiang), с стили Севера - провинциями Хэбей и Шандун (Hebei и Shandong), которые находятся, главным образом, к северу от реки Ян-цеу-Киан и в бассейне реки Хуанхэ.

«Корабль на юге и лошадь на севере», так в Китае характеризуются основные способы перемещений. Стили Юга включают многочисленные позиции, связанные с позой гребца, поза всадника – это основа стилей Севера. Стили Юга используют короткие перемещения, редкие и низкие удары ногами, обучение основывается на усилении силы мышц и укреплении костей, в дополнении с шумной дыхательной техникой. Стили Севера используют широкие перемещения, в т.ч. и прыжки. А старое высказывание «Юг бьет кулаками, а север ногами» говорит о том, что в южных стилях есть множество методов ударов руками, а в северных – наоборот ногами. Все это имеет отношение и к ката. Но и в истории южных стилей встречаются сообщения о мастерах ударов ногами, например, о Хуанг Фейхонг (Huang Feihong), который бил так быстро, что «за его ногами тень не поспевала» или Ченг Хуа (Cheng Hua), который бил в прыжке ногами, как «летящий тигр». С другой стороны, и на Севере существовали школы, которые основывались на методах ударов кулаками, поэтому достаточно четких различий между южными и северными стилями не существует. Примерная классификации боевых искусств произошла во времена правления династии Мин (Ming, 1368-1662) и была отражена в различных рукописях, которые сохранились и до нашего времени. Затем, цитируя г-на Матсуда: «Когда маньчжуры разгромили Хана (династия Мин) и воцарилась династия Цин (Ts’ing) началось время ожесточенного сопротивления. Скрываясь от армии Цин, участники сопротивления собирались в монастырях Юга, где преследования были менее жестокими, в т.ч. и в монастыре Шао-Лин. Там, скрываясь, они стали развивать боевые искусства, чтобы восстановить китайскую династию Мин.». В 17 веке монастырь Шао-Лин был сожжен армией императора Цин (1616-1912), а монастырские люди, скрываясь от преследований, рассеялись.

Т.о. примерно, северные стили: гибкость, скорость, широко амплитудные жесты, богатая техника ударов ногами; южные стили: короткие и мощные движения, богатая техника ударов руками. Боевые искусства, возникшие изначально при северном монастыре Шао-Лин, подверглись со временем влиянию южных стилей, из-за их переноса монахами во вновь построенный южный Шао-Лин во Фуцзяни, т.е. эти искусства можно считать северо-южными. Именно они были привезены на Окинаву, и именно из-за них возникла разница в школах карате на Окинаве.

Сейчас Сёрей-рю представлен, в основном образом, стилем Годзю-рю, который можно с уверенностью сказать был основан мастером Хигаонна. Он изучал основы карате в порту Наха (Naha) на Окинаве, а затем на 15 лет ездил совершенствоваться в город Фуцзянь, на юг Китая. Вернувшись на Окинаву он создал свой стиль и назвал его Наха-те, а его развитие под названием Годзю-рю осуществил его лучший ученик Мияги. Эта история о связи Сёрей-рю с Китаем наиболее известна, т.к. все это является относительно недавним прошлым.

Но, еще задолго до них на Окинаве было известно о боевом искусстве, называемом Наха-те, которое сохранялось в узком замкнутом кругу китайских поселенцев, перебравшихся в 17 веке из Китая на остров. Далее я опишу причины, по которым мы можем предполагать, что именно у них начал свое обучение Хигаонна. Так же можно добавить, что самые известные мастера Сёрин-рю Матсумура, а затем Итосу тоже совершенствовались и пополняли свои знания у китайских мастеров.

Появление китайцев на Окинаве

Китайские делегации. Начало связей Рюкю с Китаем прослеживается с 1372. В этот год китайский император (династия Мин) назначил короля Рюкю. По случаю нового восшествия на престол, на Рюкю была отправлена торжественная китайская делегация. С 1372 по 1866, эта церемония повторялась 23 раз, а окинавцы стали называть ее «Ukanshin», что означало – императорский корабль с китайской делегацией. Делегация состояла из важных военных и гражданских чиновников и составляла по тем временам внушительное количество - до 500 человек. Их миссия на Рюкю продолжалась 3-10 месяца и являлась такой серьезной финансовой проблемой на жителей острова, что правительство Рюкю стало иногда скрывать смерть короля, чтобы хоть как-то сэкономить на этих расходах.

Именно эти делегации сыграли важную роль в передаче боевого искусства. В качестве примера приведу историческую запись о том, что г-н Вансю (Wanshu) был ответственным делегатом в 1683 г. Вспомним о ката, именуемом Вансю (Эмпи в Сётокан). Предположительно до 1870 года, это ката практиковалось только в городе Томари. Военный чиновник, чье почетное имя было Кусанку, входил в состав делегации 1756 года. В документе, датированном 1762 годом (Oshima Nikki – «Записи в Oshima»), указано, что он демонстрировал боевое искусство. Вполне вероятно, что именно с ним связано передача ката Кусанку (или Канку, согласно переименованию Фунакоси).

Детали на пребываний китайцев на Окинаве при Сакугава (Sakugawa) являются скорее мифом, чем историческим фактом. Поэтому появление карате на Окинаве скорее связано с китайскими делегацями, чем с возникновением его на самом острове.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.04 01:03. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


Китайцы в Наха. Есть еще одно свидетельство, что в 1392, по приглашению короля Рюкю Сатто (Satto), 36 китайских семейств обустроились в деревне Кумемура (Kumеmura) (окинавское название Кунинда (Kuninda)) около наиболее важного города Наха. Они имели важные функции и соответствующие привилегии при торговых отношениях между Китаем и Окинавой. При этом они предпочитали жить на острове своим замкнутым кругом. Их работа в основном заключалась в навигационном деле, судостроении, а также в составлении информации для Китая. Установление с начала 17 века постоянных связей Рюкю с Китаем отмечено положительным влиянием на развитие экономики острова и, прежде всего, на сельское хозяйство и рыболовство. Также отметим, что китайцы принесли на остров буддизм и письмо (идеограммы), использование железных сельскохозяйственных орудий, а также сыграли важную роль в процессе централизации власти, которая сохранялась на острове в виде зависимости по отношению к Китаю. По всей видимости, для жителей этой закрытой деревни Кумемура боевое искусство являлось частью демонстрации их привилегий, т.к. усиливало их власть и возможность защиты.

Тайное искусство дворян

Правление короля Рюкю стало культовым для окинавцев. В 16 веке он превратил местных правителей в дворянство и установил запрет на ношение оружия, который затем сыграл роковую роль в установлении господства японских феодалов. До 16 века нет никаких свидетельств существования какого-либо боевого искусства среди крестьян. Если передача боевого искусства происходила посредством торжественных китайских делегаций или от привилегированных китайцев из Кимемура, то доступ к его изучению могло иметь только окинавское дворянство. Некоторые из этих видов техник сохраняются и в наши дни в традиционных благородных окинавских семьях. Г-н Икеда писал в своей книге «Karatе-do Shugi», т. 2: «... Я нанес ответный визит, чтобы увидеть технику, которая, как говорят, являлась тайной королевской семьи Рюкю и в свое время была передана благородной семье Мотобу (Motobu-Oudon-tе). Мастер Чёйю Мотобу (Choyu Motobu) (его младший брат Чёки Мотобу (Chоki Motobu) был ровесником Фунакоси. Оставил заметный след в истории современного карате. Но он не владел этой семейной техникой, переданной его старшему брату.) единственный кто сохранял эту технику после отмены феодального права, и, говорят, что эта передача продолжается и до нынешнего дня».

Т.к. оружие на острове было запрещено, то в 1609, то японский феодал Сатсума легко захватил Окинаву. Письменные свидетельства рассказывают, что при этом погибло 57 солдат Сатсума и 531 окинавец. Согласно письменных источников Рюкю в этом столкновении островитяне впервые увидели у японских солдат ружья, которые им видились, как волшебные «палки», которые привели их в ужас, т.к. «палки плевались огнем и убивали». Согласно «Трактату о войне и о боевых искусствах» (Wupei shi) изданному во времена династии Мин (1621), искусство рукопашного боя уже не предназначалось для сражений. Т.е. понятие эффективности боевого искусства изменялось в соответствии с вооруженим, используемым в бою. Почему тогда карате получило свое развитие?

Распространение карате

Иерархическая система Рюкю под властью Сатсума стала изменяться на японскую модель: дворяне 3 степеней, вассалы 2 степеней и крестьяне 2 степеней. Культура японского сословия воинов считалась более высокой, чем на Окинаве. Боевое искусство, практиковавшееся тогда в среде дворян, носило больше смысл символической демонстрации их социального статуса, который определял принадлежность к сословию воинов (Самураи), владевших искусством меча, а т.к. на Окинаве общественное устройство до оккупации японцев было другим, и ношение оружия было запрещено, то окинавские дворяне в виде символической демонстрации их статуса стало развивать тайное искусство Te (карате). В течение 17 и 18 века социальная иерархия на Рюкю была представлена в основном классом вассалов и классом крестьян. Жизнь была на острове тяжелой и нередко обедневшие вассалы сначала уходили в ремесленники или купцы, а потом и в крестьяне. С этими переходами из одного сословия в другое искусство дворян начало понемногу проникать в другие общественные слои, об этом свидетельствует расширение использования термина «искусство» (te) - искусство вассалов, искусство ремесленников, искусство крестьян. Такое положение привело к тайному образованию сетей практиков карате в различных слоях общества. Сохранению в тайне карате способствовало, с одной стороны, что это искусство было привилегией только дворян, а с другой стороны, правление Сатсума не желало распространения воинского учения среди населения острова.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.04 15:29. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


ELF
«В его новом способе подачи карате,( в подачи Фунакуоши) внешняя эффектность изображения стала преобладающей, понемногу формы техники приобрели жесткие линии в ущерб их тонкому содержанию, и это имело большое влияние на изменения существовавших методов. Все это соответствовало достижению только первого этапа мастерства в предыдущих методах, но такое упрощение хорошо подходило для целей обучения молодежи базовым формам. Методы и способы понимания, которые соответствовали эволюции тела и Разума человека, которые нарабатывались только в течение длительного срока, стали игнорироваться. »

О, КАК!!!
Вот как раз об этом, я и говорил в разделе этого форума » Гичин Фунакуоши».
Лихобабин П.Е .
www.realkarate.ru

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.04 18:35. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


Приведу два примера о способах тайной передачи карате. Согласно свидетельства г-на Гима (S. Guima) «Мой дед рассказывал, что до его рождения искусство карате-дзюцу (старое название карате-до) практиковалось только в деревне Кумемура. Говорили, что карате-дзюцу Сюри стало распространятся г-ном Макабе (Makabe) после его возвращения из Пекина (конец 18 века). Затем это искусство тайно наследовало семья Сакугава (Sakugawa), за ним Сокон Б. Матсумура (Sоkon B. Matsumura) и Анко Итосу (Anko Itosu)... »

Г-н Фюйу Иха (Fuyu Iha, 1876-1947), лингвист, происходящий из Окинавы, писал в своей книге «Onari-kami-no-shima» (Остров богов Onari): »... Я полагаю, что было бы справедливее считать, что карате жителями Рюкю было привезено с континента, которые периодически на 1-2 года ездили в Китай по своим коммерческим делам и проживали там в городе Фуцзянь в «Доме Рюкю» (торговое представительство Окинавы) во времена, главным образом, конца династии Мин в 17 веке. В то время для жителей острова действовал запрет на ношение оружия, поэтому они стали интересоваться и изучать методы самообороны без оружия. Мой дед также много раз ездил в Фуцзянь, где изучал эти методы, но он категорически отказывался признаться в этом.». Дед г-на Иха в истории карате считался большим мастером.

Основываясь на этих свидетельствах, мы можем понять, что имелись практики боевого искусства (tе) в различных общественных слоях после 18 века, но говорить о массовой практике карате всем населением Окинавы нельзя, потому что передача этого искусства в те времена происходила тайно. Эти же свидетельства дают нам основу предполагать, что истоки Сюри-те, которое считается наиболее распространенным карате на Окинаве, восходят к 16 или 17 веку.

Также можно сказать, что в то время на острове существовала благоприятная среда для распространения боевого искусства карате. Относительно количества фактов, собранных в настоящее время, невозможно более точно установить значение в истории карате таких лиц, как Вансю, Кусанку, Сакугава, Яра (Yara), и т.д.. Возможно работы, которые в настоящее время ведутся историками в Японии по истории и традициям архипелага Рюкю со временем позволят нам продвинуться дальше.

До и после Мейсей-Дзюку (Meisei-juku)

Воспоминания г-на Отсука (H. Otsuka): «Я вспоминаю, как в конце июля 1922 года я посетил мастера Гитин Фунакоси в Мейсей-Дзюку, который был пансионом для окинавских студентов в Токио (...) Он проживал в комнатушке размером не более 3 татами (примерно 5 квадратных метров), расположенной рядом с вестибюлем. У этого благородного человека было чистое сердце, как у ребенка. Он каждое утро разносил газеты по комнатам пансиона, а также оказывал курьерские услуги. Когда у него было время, помогал на кухне. Тогда ему было уже 55 лет, в то время это был уже преклонный возраст. Он жил в большой бедности, и многие об этом знали. Он испытывал затруднения даже при уплате арендной платы, которая была равна всего 15 йенам. Пенсия у него была маленькой, поэтому он подрабатывал в пансионе. В то время у него не было никаких учеников (...)

Во время этой встречи г-н Фунакоси объяснил мне, почему он включил в Сётокан 15 ката Рюкю карате-дзюцу: 5 Пинан, 3 Найфанти, Кусанку, Дзитте, Дзион, Чинто, Сейсан, Вансю и Пассай. Слушая его, я был очарован его рассказом о боевом искусстве карате-дзюцу. Это был рассказ из глубины моего детства. Т.о. я стал приходить к нему Мейсей-Дзюку и изучать эти 15 ката.

Его третий сын Йоситака (Yoshitaka) приехал в Токио в возрасте 15 лет. Он стал учеником плотника в Сендзю (Senju) благодаря рекомендации г-на Ямада (Yamada). Но, мне кажется, что эта работа ему не подходила. Г-н Химотсу (Himotsu) - студент токийского университета, предложил ему работу при университетской рентгеновской лаборатории, где он мог заодно также получить диплом техника-рентгенолога. (...) Йоситака стал заниматься карате по инициативе своего старшего брата Йосихиде (Yoshihidе), который приехал в Токио чуть позже и устроился на работу в киоске около здания министерства финансов. Именно он убедил своего отца, который был уже в преклонном возрасте, в необходимости обучить Йоситака, чтобы сделать из него преемника традиции.

Г-н Мотобу (Motobu) появился в Хондо (Hondo) задолго до мастера Фунакоси. Он работал в неком обществе в Осака (...) Несмотря на то, что они с Фунакоси были ровесниками, Мотобу имел больший авторитет в качестве умного и сильного деятеля боевого искусства, к тому же он умел говорить на чистом японском языке. Например, во время боя с «Piston Horiguchi» (английский чемпион по бокса той эпохи) Мотобу блокировал все атаки, и ни один из ударов боксера его не коснулся... В любом случае, он бесспорно был очень силен. Происходил из благородной окинавской семьи и был богат. Говорят, что он проявлял высокомерие в общении с Фунакоси. Несмотря на то, что мастер Фунакоси получал значительную поддержку от мастера Кано, мастер Мотобу его не признавал, поэтому можно сказать, что Фунакоси был одинок.

Мастер Канва Мабуни (Kenwa Mabuni) был человеком спокойным и очаровательным. Он поручил своего сына Кенеи (Kenei) на некоторое время г-ну Кониси (Konishi). Мастер Фунакоси был знаком с Кониси, часто посещал его и общался у него с мастером Мабуни. Именно Мабуни знал точнее всех ката. От него мы узнали много полезного и обменялись методами обучения...».

Далее продолжу переводом статьи Ясухиро Кониси (Yasuhiro Konishi) о мастере современного карате Отсука. Мы знаем, что мастер Отсука основал Вадо-рю, отделившись от Сётокан Фунакоси. Согласно свидетельству Кониси, рассмотрим почему и как это произошло.

Предшественник карате – Дзюцу Рюкю

Кониси: «Я занимался кендо в университете (...), после некоторого времени стал считаться мастером кендо и открыл свое Дёдзё. Примерно, весной 1923, г-н Отсука впервые пришел в мое Дёдзё с мастером Фунакоси.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.04 20:43. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


Годом позже появилась группа по изучению карате и при моем университете (Ко) (...) Отсука, уже тогда, иногда заменял мастера Фунакоси. Он происходил из благородной семьи Мито (Mito), поэтому с детства изучал Дзю-дзюцу. Со временем стали говорить, что его выполнение ката лучше, чем у мастера Фунакоси и Фунакоси это не очень нравилось.

Заметим, что Якусоку-кумите (Yakusoku-kumitе - условный бой), который мы практикуем и сегодня, происходит из дзю-дзюцу Йосин-рю (Yoshin-Ryu). Его систематизировал именно Отсука. Этот тип упражнений не существовал в практике карате-дзюцу на Окинаве. Это упражнение возникло во время сотрудничества между Фунакоси и Отсука.

Как мне помнится, осенью 1923 я пришел на занятия к Отсука в Мейсей-дзюку. Зал для занятий был равен примерно 20 татами (32,4 кв. м). Ежедневное обучение длилось 2 часа с 15 часов. Иногда нас бывало 3 или 4 человека, а иногда 7-8. Обучение заключалось в простом повторении ката, что на первый взгляд, казалось абсолютно примитивным методом. Поэтому стало вполне естественным, что Отсука предложил попробовать свободный бой, чтобы тестировать эффективность методов. Он стал настаивать на необходимости свободного боя. Я думаю, что проблемы в отношениях между Фунакоси и Отсука возникли именно с этого. Мастер Фунакоси упрекал Отсука за произвольное введение некоторых методик дзю-дзюцу в карате (...)

В 1931, Мотобу, другой крупный практик окинавского карате-дзюцу, переехал из Осака в Токио. Мотобу плохо говорил на японском языке диалекта Хондо, поэтому я стал его сопровождать в качестве переводчика (...)

Мастера Фунакоси и Мотобу имели друг о друге плохое мнение. Первый говорил: «Мотобу – невоспитанный дикарь, от которого никогда не знаешь, что ожидать, как от обезьяны.». Второй насмехался: «Карате Фунакоси - это товар плохого качества. Его карате - это танцы.». Говорят, что Мотобу делал вызов Фунакоси, и в этом поединке бросил его своим Аси-барай (Ashi-barai) с нанесением последующего удара кулаком в лицо - победил его. Но, т.к. я сам не видел этого поединка, то не могу утверждать достоверность этой истории. Все эти внутренние проблемы карате широко обсуждались в печати(...), поэтому об этих взаимоотношениях знало много людей.

Поизучав окинавское карате-дзюцу у мастеров Фунакоси и Мотобу, я постучался в дверь к мастеру Уесиба (Ueshiba) (...) Мастер Уесиба был невысоко мнения о боевом искусстве окинавского карате-дзюцу. Но когда я показал ему Пинан нидан, который я переработал, использовав техники дзю-дзюцу Такенти-рю (Takenchi-ryu) и Айкидо, мастер Уесиба это весьма оценил, говоря, что это ката стало лучше, чем он видел ранее. Я считаю, что мастер Уесиба обладал бесподобным уровнем мастера, который я только мог видеть в течение 83 лет моей жизни. И получить такую высокую оценку качеству моей работы от такого человека, я посчитал большим доверием, оказанным мне.».

Этих два свидетельства показывают, что в то время существовали различные контакты между сторонниками различных форм Будо. И все они были направлены на различные способы прогресса в боевых искусствах и достижение высокого уровня мастерства. Поэтому общей проблемой в любом виде боевого искусства является определение критериев этого мастерства, так, чтобы они были бесспорны. Пусть речь идет, хоть, о карате, айкидо или кендо, в любом случае всегда есть проблема определения продвинутости человека на пути Будо. Также проблема в самих людях, которые занимаясь боевым искусством, и достигая определенного высокого уровня в свой области, зачастую не умеют оценивать качество Будо в других искусствах.

Сегодня, как и ранее, специфика Будо является общей для всех дисциплин. Путь Будо в виде долгой и усердной работы равен для всех, именно в продвижении на пути осознания принципов Будо мы становимся способными на основе аналогичных критериев оценивать уровень других мастеров искусств. Сейчас повсеместно можно наблюдать картину, когда люди, имеющие невысокий уровень роста, считают себя правомочными в вынесении различных оценок. В том числе, именно из-за этого происходит внутренняя разобщенность в каждой дисциплине. Кроме того, к этому добавляется некоторая «зашоренность» некоторых людей на своей дисциплине настолько, что они с ходу отвергают все то, что не входит в их сферу.

Итак, главная проблема - это вопрос уровня. Если, согласно рассказанному Кониси, г-н Уесиба не мог оценить эффективности окинавского карате-дзюцу, то он имел право судить о нем таким образом, по крайней мере, о том карате-дзюцу, которое было продемонстрировано Уесиба тогдашними мастерами карате. Надо сказать, что проблема карате была связана не с иными практиками Будо, которые первоначально выделяли его в отдельный раздел боевых искусств, не связанных с Будо. Карате стало входить в среду японского Будо только с момента его распространения с Окинавы на Японию, благодаря усилиям его сторонников (вспомним проблемы, прожитые Фунакоси). Реальная история не всегда красива и удовлетворительна для тех, кто ищет в ней свои идеалы. Но, как реальная оценка противника первостепенна в искусстве боя, так и важна оценки того, что происходило в истории.

13 лет, проведенных мной во Франции, позволили мне рассмотреть ценности японской культуры более объективно. В то же время, я не могу не отметить, что здесь во Франции, в среде практиков боевых искусств существует мнение о восточных культурах, лишенное какой-либо критики, что связано с распространением среди них мифов и легенд. Например, возвеличивание мастеров-основателей стилей. Все это происходит на почве отсуствия реальной информации или из идеи экономических выгод, которые некоторые пытаются получить от боевых искусствах.

Я считаю, что, для те, кто следуют путем Будо, должны критично переосмысливать все то, что происходит внутри их дисциплины, ощущать свое качество и свою ценность, то есть свой уровень, а также искренне уважать тех, кто реально достиг более высокого уровня.

(редкая фотка: 4 основателя http://www.tokitsu.com/fr...torique_sur_le_karate_4/3/)


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.04 21:30. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


ELF пишет:
цитата
Сейчас повсеместно можно наблюдать картину, когда люди, имеющие невысокий уровень роста, считают себя правомочными в вынесении различных оценок. В том числе, именно из-за этого происходит внутренняя разобщенность в каждой дисциплине. Кроме того, к этому добавляется некоторая «зашоренность» некоторых людей на своей дисциплине настолько, что они с ходу отвергают все то, что не входит в их сферу.

Это точно...........

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.07.04 23:40. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


Введение карате в Будо

«Отсука получил диплом дзю-дзюцу Синто-Йосин-рю Shinto-Yoshin-ryu 15 июня 1920 в возрасте 29 лет. Начав в 1916 работать в банке, в 1921 он ушел оттуда и стал костоправом, чтобы больше посвящать времени для своих исследований. В 1922 он рассказал о своих намерениях в отношении карате-дзюцу одному из своих друзей, г-ну Ито (Ito). Согласно рассказу Ито, главный мастер Кодокан (Kodokan) пригласил каратеку по имени Гитин Фунакоси для демонстрации. Отсука подумал, что это большой мастер карате, если мастер Кано его пригласил, и попросил Ито незамедлительно найти адрес Фунакоси. Т.о. Отсука впервые пришел в гости к Фунакоси в 1922, как мы видели выше в воспоминаниях самого Отсука. Во время этой встречи Фунакоси со страстью объяснил Отсука значение карате. Согласно Фунакоси, он считал возможным изучение большей части ката за 5 лет для тех, у кого нет никакого опыта Будо, и за 2 года для тех, кто уже шел Путем Будо. Но все это зависело от качества обучения. Говорят Фунакоси получил большой шок от присутствуя на уроке в Кодокан (Дёдзё дзюдо, созданное Кано), на котором жестокость превосходила все, что он представить. Методика обучения в карате-дзюцу была смехотворной по сравнению к методиками обучения сторонников боевых искусств Хондо, поэтому казалось маловероятным, чтобы на них произвело впечатление демонстрация карате-дзюцу.

Фунакоси впал пессимистическое настроение после просмотра в Кодокан, ведь он приехал в Токио, желая распространить карате именно в Хондо. Отсука же, который 17 лет испытывал на себе жестокость обучения в Хондо, считал такой способ обучения в Кодокан нормальным,

Цель изучения карате Отсука состояла в том, чтобы определить подходит ли карате под принципы Будо. Вспомним, что карате, происходящее с Окинавы, связано больше с китайскими традициями, чем японскими. Китай был бесконечно мощнее и культурно богаче, чем остров Окинава, что обучение и передача в нем боевого искусства была одной из наиважнейших традиций. А Япония, начала 20 века, считала Окинаву самой далекой провинцией, и еще более далекой от традиций Будо. Т.к. уровень японских боевых искусств конца феодальной эпохи оставался таким же спустя 50 лет, т.е. до начала 20 века, то он представлял впечатляющее качество для островитян, прибывших в Японию. Создание дзюдо, на фоне начавшейся модернизации Японии, стоило Кано и его ученикам огромных усилий. Но на Фунакоси, искреннего и простодушного окинавца, даже методы обучения в дзюдо произвели неизгладимое впечатление. Являясь в Японии почти единственным представителем своего островного искусства, Фунакоси впал в тягостные размышления, т.к. стал сомневаться в ценности карате по отношению к традициям японского Будо.

Почему и как он мог объяснить, что можно изучить все ката карате в течение 2-5 лет, в то время, как его самого учили им в течение десятка лет? Фунакоси рассказал Отсука все, что он знал о 15 ката. Отсука изучил их все всего за 1,5 года, и после этого заключил, что в этих ката содержатся элементы, которые невозможно применять в бою, и, чтобы разрешить эту проблему, он решил сам отправиться учиться на Окинаву. Но в марте, до его отправления, им сообщили, что в мае в дёдзё императорского дворца состоится демонстрация боевых искусств Будо, и что по рекомендации г-на Кано, мастера карате-дзюцу приглашаются для участия (...) Узнав эту новость, Фунакоси сначала хотел отказаться от участия, но Отсука настоял на участии, говоря, что это стало бы ответным знаком уважения к мастеру Кано, который таким образом помогает им в показе истинной ценности карате-дзюцу перед сторонниками Будо.

Но показать только 15 ката было недостаточно, для сторонников Будо было необходимо продемонстрировать форму боя (...) Именно тогда Отсука начал свою работу по модернизации ката, объединяя традиционные дзю-дзюцу и карате-дзюцу. В результате Отсука продемонстрировал защиту против атак мечем, и именно начиная с этого показа авторитет Отсука стал больше авторитета Фунакоси. Отсюда легко представить возникновение конфликта между Фунакоси и Отсука, о чем выше писал Кониси.

После этого показа стало увеличиваться количество студентов, занимающихся карате при университетах, и все это произошло благодаря влиянию Кано, и именно поэтому карате стало развиваться параллельно с дзюдо без каких-либо конфликтов между ними. После смерти Кано Фунакоси каждый раз снимал шляпу, когда проезжал на трамвае мимо Кодокан. Многие дзюдоки того времени стали посещать недавно созданные при некоторых университетах в Токио дёдзё карате, вновь открывая для себя большие возможности, связанные с карате. Это было весьма значимо, т.к. подтверждало ценность карате по отношению к дзюдо и другим боевым искусствам. Кроме того, Фунакоси в отличие от сторонников Мотобу, получив помощь такого мастера как Кано, получил с ней такжеи авторитета перед учениками дзюдо мастера Кано.

В 1928 Отсука встретился в дёдзё Кониси в Сиба (Shiba) с только что приехавшим Токио Мабуни. Т.к. Мабуни был опытным практиком Сюри-те и Наха-те, Отсука попросил у него некоторых разъяснений по движениям в ката, которые непонятно как применяются в бою. После выполнения Отсука ката Пинан Сёдан, Мабуни обратил его внимание на некоторые ошибки и скрупулезно показал ему все пять ката Пинан. Т.о. Отсука исправил ката Пинан, ранее изученные им у Фунакоси, который получил неправильную их передачу.

Через год в дёдзё Кониси появился Мотобу, который был сторонником проведения свободных боев. Мотобу был силен в бою, но плохо знал ката, поэтому упреки Фунакоси «Мотобу не знает карате» были несколько оправданными.

Как-то раз, разозленный этой критикой Мотобу привел мастера дзюдо 4 дана в дёдзё Кониси. Следуя инструкциям Мотобу, этот дзюдока схватил Фунакоси за ворот и рукав, а Мотобу заявил Фунакоси: «посмотрим, как тебе помогут знания ката, которыми ты так гордишься. Ты можешь делать все что хочешь – бить руками и ногами.». Фунакоси тогда было уже 60 лет, он был щуплым и хилым. Но Фунакоси был серьезен и искренен, и вместо того, чтобы уклоняться от этого боя, он пытался изо всех сил освободиться с помощью сото-уке и ути-уке от этого захвата, но это было бесполезно, противник поднял его и прижал к деревянной стенке.

После этого Мотобу повернулся к Отсука и спросил: “А что можешь ты?». Отсука охотно принял вызов. Если в боевом искусстве, физическая сила в бою предопределяет все, то в обучении нет смысла. Существо мастерства и состоит в том, чтобы победить противника не напрягаясь. Мотобу считал наиважнейшим вольный бой и настаивал на том, что он оценит ката, как эффективные, если только они что-то значат в бою. Даже, если жесты и формы красивы, но они не позволяют выиграть в бою, то у этого типа обучения нет никакой ценности. Как говорилось выше Отсука, долго изучавший дзю-дзюцу легко расправился с противником, Мотобу впечатлившись этим, решил изучать дзю-дзюцу.

В 1934, Отсука основал свое личное дёдзё, а позже свою школу Вадо-рю. Эта школа считается близкой к Сётокан. Если посмотреть на список изучаемых в Вадо-рю ката, то они практикуются и в «классическом» стиле Сётокан и Сито-рю. Как говорилось выше Отсука после встречи с Мабуни сделал исправления некоторых ката, которые он изучал у Фунакоси.».

Источником этих вышеупомянутых пассажей является «Энциклопедия будо”, которае, как мне кажется, слишком необъективна в описаниях Фунакоси и Отсука. Между тем, эта «Энциклопедия» - наиболее недавней труд, опубликованный в Японии о боевых искусствах, который основывается на различных исторических документах. Но в то же время, здесь показана история возникновения методов и способов широкого обучения карате.

Значимость практики ката

Ката жизнеспособно только тогда, когда оно отражает динамичное содержание боя. Именно это критиковал Отсука в ката, которые он изучал у Фунакоси, и именно поэтому через исследование их содержания, он был вынужден изменять их форму. Но сегодня, говоря здесь о стилях Вадо-рю, Сито-рю и Сётокан, существует проблема, общая для их практики ката - тенденция к институционализации формы, которая выражается в чрезмерном подчеркивании жестов, и такая трактовки ката влияет на всю методику обучения в этих школах карате. Эта тенденция происходит по двум главным причинам: позволяет произвести впечатление на судей и зрителей, а также упрощает обучение в многочисленных группах.



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.04 01:11. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


Повторы

Какой бы ни была дисциплина Будо, ее методика обучения основывается на повторениях. Через повторения мы приобретаем правильные формы, технические движения и силу. Т.о. повторение - это основа эффективности.

Истории имеет множество примеров значимости повторений в традиции Будо. Например, Тессу Ямаока (Tesshu Yamaoka) – мастер меча, начиная с детства, каждый день, повторял 10 тысяч цуки, прежде, чем придти на занятия к своему мастеру. Наиболее близкий эквивалент для каратеки это кьяко-цуки или ой-цуки с шагом вперед. Это следовало повторять, по крайней мере, 5-6 часов.

Основой и существенной частью практики школы меча Дзиген-рю (Jigen-ryu) являлось Тати ки ути (Tachi ki uchi) – нанесение ударов по столбу, врытому в землю. Практик брал палку из твердого и гибкого дерева, длиной примерно 1,40 см, поднимал ее выше линии плеч, в наклонное положение (“Стрекоза», т.к. такое положение оружия напоминает позицию тела этого насекомого на отдыхе) и вставал в 5-6 метрах от столба. Затем с пронзительным криком он бросался к столбу и наносил удары пока хватало крика. Говорят был мастер, который в течение крика мог наносить до 30 ударов и, что от трения и скорости наносимых им ударов дерево начинало дымится. Практика в школе Дзиген-рю заключалась только в одном, чтобы «вложить всю свою жизнь в первый удар меча». Удар и «Кияй» было самым впечатляющим искусством этой школы, которая отличалась очевидной простотой. В времена войн конца эпохи Эдо (вторая половина 19 века) школы меча, имеющие изысканные и разнообразные технические приемы, не могли противостоять жесткой простоте Дзиген-рю. Базовое обучение в Дзиген-рю состояло из ежедневной практики 3 тысяч ударов утром и 8 тысяч вечером. Эти цифры могут не впечатлять, но попробуйте сами во время прогулки по лесу нанести с десяток ударов по крепкому дереву и вы поймете, что это такое.

В карате ежедневное повторение гери или цуки по макивара осуществлялось тысячами, доходя иногда до 10 тысяч в день. Повторение измеряется не только количеством, но и сроком. Г-н Фудзимото (S. Fujimoto, 53 года) уже долгие годы ежедневно практикует нескольких тысяч ударов по макивара. Он рассказывал мне: «Я предпочитаю не считать удары, т.к. это приводит перенапряжению ума. Я ставлю любимый диск с музыкой, расслабляю ум и тело, и растворяюсь в ритме повторения, когда музыка на диске заканчивается, я перехожу к другим видам ударов.». Г-н Фудзимото использует для свой практики свои изобретения. Например, для сюто (shuto) он использует цилиндр длиной 10 см и диаметром 18 см из бетона, покрытого сталью, подвешенного на веревке под потолком. Из-за долгой практики, руки его покрыты чем-то вроде твердого панциря. Он делает с легкостью шиатсу (shiatsu) на кирпичах или дереве и способен отрезать горлышко бутылки сюто правой и левой рукой. Еще он рассказывал: «Зимой стороны руки, которыми я бью, багровеют, т.к. кожа у меня стала жесткой и кровообращение в этих местах нарушено. Когда холодно, руки у меня быстро коченеют и их время от времени нужно тереть одну об другую, чтобы согреть.». Но, за исключением этого неудобства, у него нет никаких проблем со здоровьем, и для каратеки в возрасте 53 лет, его тело кажется исключительно динамичным. Г-н Фудзимото является примером обучения по типу традиционного карате. Во время испытаний эффективности, осуществляемого с помощью измерительной аппаратуры Японской федерацией карате, он каждый год имеет наилучшие показатели в сейкен-цуки, сюто-ути, йоко-гери и т.д.
(фото Фудзимото с кулаками: http://www.tokitsu.com/fr...torique_sur_le_karate_8/3/)

Но все же замечу, что эффективность методов атаки не всегда можно измерить аппаратом или степенью разрушения. Многие слышали, что повторение необходимо, чтобы «автоматизировать» специфические методы боевого искусства, но что это значит?

Технические жесты не являются необходимым продолжением наших ежедневных жестов, они не приобретаются в течение учебы в школе, воспитания в семье или в различных общественных группах, короче, со всем, что входит в понятие современного общественного воспитания. Мы можем ходить по тротуарам, не беспокоясь об автомобилях, и нам кажется абсурдным делать жест уклонения, каждый раз, когда машина приближается к нам. В толчее метро мы не обращаем внимания на тычки неизвестных нам людей. Когда звонит телефон, мы снимает трубку и не размышляя говорим «алло?». Короче, каким бы ни было наше психологическое состояние, тело пропитано общественными реакциями, и мы воспитаны и обусловлены этим. Поэтому нужно множество повторений, чтобы выработать такой же «автоматизм» реакций в технике Будо, т.к. методы Будо не являются частью жестов, которые приобретаются нами с детства. Процесс приобретения этих жестов сложен, т.к иногда технические жесты должны заменить реакции, которые приобретены нами с детства, что иногда противоестественно, например: не отступать перед чем-то, что опасно и движется на нас, сохранять глаза открытыми в моменты, при которых мы обычно в жизни машинально их закрываем и т.д. Полученное умение со временем начинает влиять и на нашу технику, а стало быть, и на повышение эффективности в бою.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.04 17:56. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


ELF
Ката жизнеспособно только тогда, когда оно отражает динамичное содержание боя. Именно это критиковал Отсука в ката, которые он изучал у Фунакоси, и именно поэтому через исследование их содержания, он был вынужден изменять их форму. Но сегодня, говоря здесь о стилях Вадо-рю, Сито-рю и Сётокан, существует проблема, общая для их практики ката - тенденция к институционализации формы, которая выражается в чрезмерном подчеркивании жестов, и такая трактовки ката влияет на всю методику обучения в этих школах карате. Эта тенденция происходит по двум главным причинам: позволяет произвести впечатление на судей и зрителей, а также упрощает обучение в многочисленных группах.

-------------------------------------------------- -------------------------------------------------- ----------------------------------------
Так и мы об этом все время твердим, оспортивилось каратэ!
Бункай надо орабатывать и требовать его реального применения.
Лихобабин П.Е.
www.realkarate.ru


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.07.04 19:36. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


поддерживаю... скоро соревнования по ката станут похожи на фигурное катание, т.к. критерий оценки в нем очень схож

1. будет выставляться оценка за технику
2. будет выставляться оценка за артистичность



Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.04 04:17. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


Простите не помю, но кто то из Вас, уважаемые коллеги сказал хорошую фразу: »...ката-это очень личное, и выносить его на показ нельзя.» Я вообщем согласен, с этой мыслью. Если и делать ката, так только для посвященных. Изначально ката были собранны из каких то отдельных приемов или комбинаций, которые удачно были применены в реальном бою. Но со временем, эти секретные комбинации превратились в своеобразную систему передачи информации. Вроде как и не плохо, но скажем спасибо г. Фунакуоши и его последователям ( в основном последователям!) ката стали соревновательным видом спортивных турниров, а там где спорт нет места духу Б.И.
Правда сейчас многие федерации стараются ввести в соревновательную практику «БУНКАЙ-КАТА», но простите, бедные ката стиля Шотокан, так сильно оторвались от реальной применительности движений, что многие японские инструкторы сами уже не в состоянии дать вразумительные объяснения по их расшифровке.
С уважением Лихобабин П.Е.
www.realkarate.ru

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.04 12:19. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


wrkba пишет:
цитата
бедные ката стиля Шотокан, так сильно оторвались от реальной применительности движений, что многие японские инструкторы сами уже не в состоянии дать вразумительные объяснения по их расшифровке.

Ну это проблемы безграмотности и низкой квалификации (а иногда и прямого обмана) некоторых инструкторов.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.04 18:05. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


То, что одно и тоже ката может иметь несколько бункай - факт...

Поди-разбери какое из них истинное...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.07.04 18:14. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


Истинное? Которое не противоречит ката и здравому смыслу

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.07.04 21:21. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


МН пишет:
цитата
Истинное?

Все, которые не противоречат ката и здравому смыслу.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 78 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет