Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.07.04 01:19. Заголовок: Размышления об истории карате


К. Токитсу (5 дан Сётокан)

Почему мы практикуем карате? Что мы ищем в нем? К чему это искусство может нас привести?



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 78 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.02.05 23:44. Заголовок: Re: Гичин Фунакоши


Мой учитель, Адзато Анко, был высокого благородного происхождения, он имел ранг андзи (землевладелец), который мог соответствовать японскому рангу даймё (daimyo). Несмотря на свое высокое имя, поэтические про-изведения он предпочитал подписывать именем Ринкакусай (Rinkakusai). В детстве Адзато считался «вундер-киндом», потому что превосходил своих сверстников в изучении боевых искусств и классической литературы. С момента, когда Окинава перешла под юрисдикцию Японии, и королевство Рюкю перестало существовать, Адзато перешел на политическую деятельность и даже занимал пост государственного министра.

Современник Адзато, мастер Итосу Анко, был для него больше, чем только уважаемый коллега, они были очень близкими друзьями. Мастер Итосу возглавлял общественное движение за введение боевых дисциплин в про-грамму школьного образования. Итосу имел огромное влияние на развитие и руководство Каратэ, о степени его мастерства знал каждый окинавский школьник. Оба, и Адзато и Итосу рассматривались, как братство Буси и бы-ли безмерно уважаемыми. Адзато и Итосу изучили То-Тэ у мастера Мацумура Сокен, большого приверженца китайских боевых стилей. Обучение у мастера Мацумура было очень строгим. Учеба проводилась неизменно рано утром, до рассвета, без всяких отговорок за прогулы.

Сенсей Адзато закончил Национальную школу с отличием. Особенно он был силен в классической китайской литературе. За блестящие успехи, в школе он получал стипендию, размер которой был больше, чем плата за обучение.

Во времена юности учителя Адзато, немногие мастера боевых искусств могли себе позволить специальное учеб-ное оборудование для практики. Но, мастер Адзато был исключением, он был богат и занимал высокое общест-венное положение. Все его дома, в которых он жил, напоминали учебные залы с арсеналами. В них были уста-новлены макивара, развешено и разложено разнообразное боевое и учебное оружие – боккены, мечи различных конфигураций, деревянные манекены (с деревянными руками и ногами по образцу манекенов для китайского кунг-фу), каменные веса, железные шары для развития силы, щиты и копья, цепы (нунтяку - nunchaku), железные палицы (вероятно - саис - sais) и даже механизмы с манекенами деревянных лошадей для практики конной стрельбы из лука. Мастер Адзато всегда предпочитал окружать себя обстановкой, в которой он мог попрактико-ваться в любой момент.

Превосходя многих мастеров различных боевых искусств, мастер Адзато очень любил искусство верховой езды, которое он изучал у сенсея Мегата (Megata), мастера, который учил самого юного императора Мейдзи. Сенсей стал брать уроки западной верховой езды у мастера Мегата, потому это искусство было тогда модным стилем, ввезенным с Запада. Мастер Мегата рассказывал: «Мои занятия проходили около императорских ворот Хирака-ва (Hirakawa). Адзато наблюдал за занятиями. Он хотел опробовать новое западное седло, но был слишком скромен, чтобы просить об этом, тогда я сам предложил ему это. Наконец, после некоторых уговоров, Адзато сел в седло и продемонстрировал блестящее управление лошадью.» Я думаю, что мастер Адзато являл собой со-вершенный пример выражения «Если человек превосходит других в одном деле, то он превзойдет всех и в ос-тальных».

Стрельбу из лука Сенсей изучал у мастера Секигути (Sekiguchi), искусство меча Дзиген-рю (Jigenryu) у известно-го японского мастера Исуин Ясухиро (Ishuin Yashichiro). Среди прочих боевых дисциплин, искусство Дзиген-рю Сенсей выделял особо. Я помню, всякий раз, воодушевленный после очередной победы, Сенсей говорил: «Я готов сражаться в любое время, если противник - мастер». По моему мнению, Сенсей был великолепен в каратэ, но настоящей его страстью было Дзиген-рю.

Рискуя показаться самонадеянным, хочу, однако, рассказать пару историй о мастере Адзато. Однажды ночью в дом Адзато кто-то залез. Проснувшись от шума, Сенсей поднялся с постели, чтобы выяснить что происходит, и неожиданно в гостиной столкнулся нос к носу с непрошенным гостем. Несмотря на то, что это противостояние длилось менее минуты, он понял, невзирая на темноту, что тот был такого размера, что Сенсею врядли удалось бы его схватить. Перемещаясь с ловкостью гимнаста среди мебели, человек выпрыгнул из окна, оттуда на стену, окружающую дом, а затем на крышу дома по соседству. Сенсей пытался его преследовать, но он бесселедно скрылся. Позже Сенсей организовал расследование, чтобы узнать, что это был за человек. Оказалось, что его нанимали проверять навыки мастером посредством своеобразного инцидента. В прежние времена королевства Рюкю, такие вещи случались часто.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.05 22:17. Заголовок: Re: Гичин Фунакоши


Однажды на Сенсея и его друга Итосу вознамерилась напасть толпа хулиганов, примерно 20 или 30 человек. Не успев обговорить сложившуюся ситуацию и исходя из того, что место для боя было неудачным, они заняли обо-рону в ближайшем доме. По крайней мере, там они могли переждать, что толпа рассеится, а если они решит атаковать, но в доме это будет происходить на более равных условиях. Хулиганы решили напасть и заполонили дом, как пчелы улей. Адзато выпрынул из окна и для нападавших стало неприятным сюпризом, когда он начал раскидывать их по сторонам. Мастер Итосу, державший оборону с другой стороны дома, вполне и очень быстро начал «убеждать» нападавших, что они поступили глупо. Несмотря на то, что мастер Адзато предпочитал наносить только одного вида удар, этого было достаточно, чтобы раскидывать хулиганов, а блокирование Адзато было настолько эффективно, что некоторые из молодых обидчиков были серьезно ранены. Но, несмотря на достижения Адзато, гора жертв у мастера Итосу оказалась несравненно больше.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.05 14:25. Заголовок: Re: Размышления об истории карате


По техническим причинам была ликвидирована тема Гичин Фунакоши .

Удалось восстановить несколько постингов уважаемой ELF и комментарии к ним.

ИСТОРИЯ КАРАТЭ. Graham Noble
ВСТУПЛЕНИЕ
История мастера Фунакоси излагалась уже не раз, о его развитии каратэ, мнении о кумите, и т.д. Со временем появились новые документальные свидетельства. Я думаю, что для его учеников, личность Фунакоси всегда интересна. Я прослежу его путь с момента его отъезда с Окинавы до момента становления современного каратэ.
Он начал изучать каратэ, когда оно было еще неясным, секретным искусством, а умер в год проведения первого Всеяпонского чемпионата по каратэ, с которого началось широкое распространение этого искусства по всему миру. Эта статья состоит из двух частей: в первой я описываю различные аспекты каратэ Гитина Фунакоси, а во второй части г-н Гарри Кук (Harry Cook) дает детальную интерпретацию 12 Постулатов мастера Фунакоси.
Хочу выразить специальную благодарность людям, которые помогали мне при написании этой статьи: г-ну Лану МакЛарену (lan McLaren), профессору г-ну Н. Карасава (N. Karasawa), профессору г-ну Я. Симидзу (Y. Shimizu), которые помогали мне с переводами с японского; Гарри Куку, который предоставил мне множество оригинальных японских документов; Мицусуке Харада Ханси (Mitsusuke Harada, KDS), который предоставил мне книгу «Karate-do Kyohan» 1935 года издания, а также оказал большую помощь своими личными воспоминаниями и комментариями по неясным моментам; г-ну Анри Плие (Henri Plee), г-ну Синго Огами (Shingo Ohgami) и г-ну Пату МакКарти (Pat McCarthy) за предоставленные материалы из их личных архивов; а также Национальной библиотеке Японии.
Грэхем Нобль
ПЕРЕЕЗД МАСТЕРА ФУНАКОСИ В ЯПОНИЮ
До начала 50-х годов позапрошлого века, г-н Гитин Фунакоси был обычным школьным учителем на Окинаве, считавшейся в то время, в Японии глухоманью.
В 1922 году, он переехал на японский «материк», с целью демонстрации мало кому известного в то время окинавского искусства. Эта демонстрация состоялась на Всеяпонских спортивных показательных выступлениях, которые проходили в течение недели в Ochanomizu в Токио.
После этой демонстрации, насколько я знаю, г-н Фунакоси не возвращался на Окинаву, потому, что по его утверждениям, было множество людей, которые просили его остаться в Японии, правда, это не согласуется с другим мнением, согласно которому первая демонстрация каратэ не имела большого успеха.
Во всяком случае, в течение некоторого времени г-н Фунакоси проживал в маленькой комнате в Meisojuku - студенческом общежитии окинавских студентов, и чтобы сводить концы с концами, он брался за случайные работы в общежитии, ухаживал за зеленью, подметал, помогал на кухне. Было очевидно, что он не имел желания возвращаться домой. Его жена не пожелала переехать к нему в Токио, и он увидел ее вновь только через 25 лет, когда она была эвакуирована в Японию в связи с боями на Окинаве.
Г-н Хиронори Оцука (Hironori Ohtsuka - ученик мастера Фунакоси, основатель стиля Вадо-рю) рассказывал, что поговаривали, что у г-на Фунакоси просто нет денег, чтобы вернуться на Окинаву, но это больше похоже на сплетни; то, что нам известно о пребывании г-на Фунакоси в Японии, его поведение всегда было безупречным. Я думаю, что достигнув 53-летнего возраста, Фунакоси, возможно, видел свой последний шанс порвать со старой, безотрадной окинавской жизнью и начать ее заново, в Японии.
И, прежде всего, он имел искреннее желание поднять «благородное искусство каратэ» на новый уровень, чтобы оно было признано Будо. Есть свидетельства того, что г-н Фунакоси посещал Японию и ранее, в 1917, с демонстрацией каратэ в Киото, но детали этой поездки точно неизвестны. Во всяком случае, г-н Фунакоси после краткого посещения тогда Японии, возвратился на Окинаву, и, видимо, с этого момента он стал задумываться о возможности преподавания каратэ в Японии.
В 1921, наследный принц Хирохито посещал Окинаву, где ему также демонстрировалось каратэ. Г-н Норикадзу Канна (Norikazu Kanna - капитан судна Принца, известный также, как Kenwa Kanna - редактор «Seinenkai») сказал тогда г-ну Фунакоси, что такое прекрасное искусство должно быть перенесено на японский «материк». Тогда, г-н Фунакоси написал письмо своему знакомому г-ну Сабуро Киндзё (Saburo Kinjo), и возможно с его помощью, получил приглашение на участие в показательных выступления в Ochanomizu.
Вскоре после демонстрации на Всеяпонских спортивных показательных выступлениях, г-ну Фунакоси попросили сделать демонстрацию и в Кодокан, непосредственно перед Дзигоро Кано и его старшими учениками. В Кодокан, в качестве помощника, г-н Фунакоси пригласил 25-летнего окинавца г-на Синкен Гима (Shinken Gima), проживавшего в Токио, и изучавшего каратэ у мастера Кенцу Ябу (Kentsu Yabu).
Оба каратеки предполагали, что демонстрация пройдет перед несколькими преподавателями дзюдо, и были потрясены, когда увидели аудиторию примерно в 250 человек. На демонстрации г-н Фунакоси показал форму Кусанку, а г-н Гима - Найханти, также они продемонстрировали некоторые технические приемы из каратэ. Г-н Гима вспоминал: «Когда мы с г-ном Фунакоси вошли в Кодокан, то нас почтительно приветствовали не только старшие ученики, но и мастера, включая самого г-на Дзигоро Кано.
Кроме этого, присутствовало более 80 авторитетных лиц из Tomishinsoku Kodokan, а также более 200 человек, собравшихся посмотреть демонстрацию. Все это вызывало в нас благоговение, и мы, естественно, нервничали, так как в то время Кодокан считался «Меккой» японского Будо. Сенсей Кано старался, как можно больше узнать о каратэ и задавал такие детальные вопросы, что г-н Фунакоси, иногда, даже затруднялся ответить.
Я думаю, что именно демонстрация в Кодокане, позволила каратэ довольно легко распространиться по Японии. Другими словами, факт признания сенсеем Кано каратэ означал, в свою очередь, признание каратэ японским миром Будо.
Вслед за демонстрацией в Кодокане, состоялись публичные демонстрации каратэ г-ном Фунакоси в дёдзе Hekkistukan (Yagyu-ryu), в дёдзе Neihaido (Taisojuku), а также в окинавском доме в Токио бывших правителей Окинавы. Мы посещали дом профессора университета Кейё (Keio) г-на Синдзё Томари (Shinjo Tomari), который также стремился больше узнать о каратэ.
Среди тех, кто нас поддерживал, были: сенсей Кано, мастер кендо Хиромати Накаяма (Hiromachi Nakayama), вице-адмирал Якуро Ясиро (Yakuro Yashiro) и барон Симпей (Shimpei). Все это происходило в Токио.» Когда г-н Хиронори Оцука, преподаватель дзю-дзюцу (Shinto-Yoshin-ryu), пришел окинавское общежитие Meisojuku, чтобы узнать побольше о каратэ, он увидел, что г-н Фунакоси проживает в маленькой темной комнате, расположенной у входной двери в здание.
Все это было сразу после того, как г-н Фунакоси обосновался Япония и еще не имел учеников. За эту комнату, он с трудом мог уплачивать арендную плату в 10 иен. Чтобы заработать, он выполнял случайные работы в общежитии - сортировал и разносил почту по комнатам, иногда помогал на кухне или в саду. Но вскоре, с июля 1922, у г-на Фунакоси появилась небольшая группа учеников из студентов, которые слышали о нем, как о мастере каратэ.
Под дёдзе ему разрешили использовать лекционный зал общежития Meisojuku, который был размером в 20 татами. Арендная плата составляла 15 иен, поэтому ему приходилось, по крайней мере какое-то время, продолжать выполнять случайные работы по дому. Г-н Синкен Гима, который был из числа самых первых учеников мастера Фунакоси в Meisojuku, вспоминал как все начиналось. Например, не было никаких белоснежных кимоно, ученики занимались в том, в чем были одеты.
Ясухиро Кониси (Yasuhiro Konishi), который стал учеником в Meisojuku, в 1923, писал, что г-н Фунакоси преподавал ежедневно, с 15.00 до 17.00. «Классы были маленькие, 3-8 учеников. Обучение состояло только из повторов ката, что в то время являлось обычным методом.». Через несколько лет, г-н Фунакоси начал преподавать в других местах, были открыты клубы каратэ при нескольких университетах. Это был важный этап, так как, именно университетские клубы стали решающим фактором в развитии каратэ в Японии. Молодой студенческий задор, стал новым импульсом в развитии каратэ и многие выдающиеся японские мастера каратэ вышли из этих клубов.
Окинавское каратэ стало распространяться по Японии, имевшую свою собственную традицию боевых искусств, которая была намного глубже и обширней, чем окинавская. Под влиянием японских идей Будо, диапазон искусства каратэ начал расширяться. Это влияние, вызвало модификации и изменения в основах каратэ, и к середине 1930-ых некоторые из старых окинавских мастеров стало поговаривать, что каратэ, в его исконном виде, в Японии больше не существует.
Однако, чтобы ввести каратэ в Будо, эти изменения были необходимы. И в этом деле, г-н Гитин Фунакоси был более дальновиден, чем большинство его окинавских коллег, но все же, не могу не высказать свое мнение, что некоторые изменения были чрезмерно быстрыми и радикальными, и поэтому их плохо понимали. В конце своей жизни, он напишет в своем предисловии ко 2-ому изданию «Karate-do Kyohan» о своем разочаровании в том состоянии каратэ, которое оказалось после войны.
Мастер Фунакоси продолжил свое преподавание в течение 1930-ых годов, несмотря на то, что к тому времени им уже было подготовлено несколько своих помощников, которые руководили университетскими и прочими клубами. Фактически, только ученики 1930-ых годов имели прямой опыт обучения у мастера Фунакоси; его обучение после войны было только номинальным. Г-н Тосио Камата (Toshio Kamata (Watanabe)), изучавший каратэ у мастера Фунакоси в течение 30-ых годов, рассказывал:
«Когда я начал учиться у сенсея Фунакоси, ему уже было за 70. Поэтому, он не мог уже делать стремительных движений при демонстрации техники ученикам. Его движения были не особенно четки или быстры, но он был в состоянии выразить то, что требовалось. Именно поэтому мы могли ясно понимать, что мастер показывал.».
К середине 1930-ых годов, мастер Фунакоси стал постепенно отходить от личного преподавания и начал передавать свои обучающие обязанности своим помощникам, а в дёдзе Сётокан - своему сыну Иоситака (Yoshitaka). Иногда он приходил понаблюдать за занятиями, и, возможно, признавал, что его дело - японское каратэ, которое к этому времени уже заметно отличалось от его исконной окинавской формы, пора было передавать в более молодые руки.
Во время войны, система передачи и обучения каратэ была разрушена, так как многих учеников призвали в армию. Многих прекрасных и перспективных учеников убили, а затем вскоре после капитуляции Японии, умер и главный его помощник - сын Иоситака. Потребовалось несколько лет после войны, прежде, чем практика каратэ возобновилась. Мастеру Фунакоси, которому к этому времени было уже 80 лет, пришлось опять принять на себя обязанности по обучению.
Однако, к этому моменту, он уже стал легендарной личностью для своих учеников, которые сплотились вокруг него, как руководителя в возрождении искусства... и он действительно делал все, что было в его силах, например, он опять стал лично преподавать по субботам в университете Васеда (Waseda). В послевоенные годы, различные направления стиля Сётокан попытались объединиться, но это не удалось. Каждое направление пошло по своему пути, но все они ссылались на мастера Фунакоси, как основателя.
В своей книге о Будо, мастер Нанго (Nango) пишет: «Мастер Фунакоси основал Сётокан, но странная вещь - никто в этом стиле не следует его методам, реально - никто... Уже к концу жизни мастера Фунакоси, его же ученики изменили его методы. Его каратэ настолько изменили, что его собственный след исчез. Все, что осталось - это название Сётокан и названия, которые он дал старым ката...
Можно только представить степень трагедии, которую он пережил в конце его жизни, понимая, что почти все методы, которые он пробовал передать так долго, были утрачены.». Я привел эту цитату дословно, она этого стоит. Заключение мастера Нанго веско, так как опирается на его личное знание методов Фунакоси. То есть, можно с уверенностью сказать, что сегодняшний Сётокан - это не тот стиль, который показан в первом издании мастера Фунакоси «Karate-do Kyohan» (1935).
Конечно, мир боевых искусств не может стоять на месте, но используя свидетельства старых книг и фотографий поучительно рассмотреть, как все это происходило.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 78 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 15
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет