Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.09.05 15:18. Заголовок: Каратэ Матсумуры


Стиль Мацумуры
"Техника Сёрин-рю: фрагмент ката Пинан седан Оценивая роль Мацумуры Со-кона в развитии каратэ и уровень его личного мастерства, историки не скупятся на похвалы. Его именуют "окинавским Мусаси", сравнивая с величайшим японским фехтовальщиком. Весьма верную, на мой взгляд, оценку Мацу-муре дал Нагаминэ Сёсин: "Мацумура Сокон, с одной стороны, занимал важные посты при королевском дворе Рюкю, а, с другой, глубоко изучил не только рюкюс-ское боевое искусство (каратэ), но и китайское кэмпо, а также японское искусство меча, обрел путь культивации сознания в конфуцианстве и, благодаря этому, овладел сущностно глубоким будо, в котором были слиты воедино "сознание", "техника/умение" (ги) и "тело" (тай)". Мацумура осуществил синтез староокинавского боевого искусства тэ, китайского кэмпо и японского будзюцу, выведя окинавское боевое искусство на новый уровень развития - уровень будо. Особого внимания заслуживает влияние японского фехтования на каратэ - факт, до сих пор не оцененный в полной мере. Это влияние сказалось и в технике, и в тактике, и в методике, и в духе "китайской руки" столицы Окинавы Сюри. В акценте Сюритэ на одном, смертоносном ударе явно просматривается родство этого стиля с Дзигэн-рю. Уверен, что не многие отечественные каратэки, любящие щегольнуть выражением "иккэн хиссацу" - "одним ударом - наповал", знают, что выражение это не окинавское, а японское, что пришло оно в каратэ из японского фехтования, где слово "кэн" записывается не иероглифом "кулак", как вокинавской традиции, а иероглифом "меч". Обращают внимание исследователи и на тот факт, что в Китае такой важнейший тренировочный снаряд каратистов как макивара -столб, обмотанный соломой, на котором отрабатывают удары руками и ногами, - практически не встречается. Зато тренировка с маки-варой сильно напоминает татикиути Дзигэн-рю - и по форме, и по сути. Не из японской ли школы фехтования пришла эта практика? Ученик Мацумуры Итосу Анко создал серию из 5 ученических ката "Пинъан" ("Хэйан" - "Мир и покой"). Эти комплексы пронумерованы, но не так, как в китайском ушу, где к обозначению комплекса - "синь"-"форма" или "лу"-"дорожка" - просто добавляют порядковое числительное. У Итосу к названию комплекса примыкает числительное с добавлением слова "дан" - "ступень": седан - букв, "начальная ступень", нидан - "вторая ступень" и т.д. Полагают, что и в этом сказалось влияние Дзигэн-рю. Дело в том, что именно в этой школе фехтования процесс обучения разделяется на 4 "ступени": седан, нидан, сандан, ёдан. Причем на уровне "сандан" изучаются ката "Пин" ("Хэй" - "Мир") и "Ан" ("Покой"), иероглифами которых и записал Итосу названия своих комплексов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.09.05 15:19. Заголовок: Re:


Многие ученики Мацумуры переняли у него в той или иной степени и искусство меча. Полагают, что в полной мере освоили Дзигэн-рю Итарасики Тётю и Адзато Анко. Прекрасно владел мечом и Ябу Кэнцу. Помимо боя пустыми руками Мацумура преподавал своим ученикам и технику боя шестом, в которой он был очень хорош - не случайно ведь его прозвище - "Шест патриарха". О происхождении техники щеста Мацумуры среди историков идут споры. С одной стороны, "кон", по-китайски, "гунь", - китайский термин для обозначения палки, что, вроде бы, должно указывать на китайские корни палочного искусства мастера. С другой, базовые движения, боевые изготовки, перемещения техники Цукэнбо, которую он практиковал, точно такие же, как в искусстве боя палкой Дзигэн-рю. Вообще, сочетание каратэ и кобудо - отличительная черта именно традиции Сюритэ, в Нахатэ Хигаонны и в Уэти-рю Уэти Камбуна ученики изучают кобудо только дополнительно и по другим стилям. Мацумура стремился привить своим ученикам стиль боя на средней и дальней дистанции с преобладанием молниеносных дальнобойных прямых ударов руками и ногами, стопорящими блоками, относительно низкими и растянутыми стойками, с использованием "входа" прыжком с дальней дистанции и ставкой на один разящий удар. В традиции Мацумуры особое внимание уделялось прямым ударам кулаком - цуки. Существовала специальная методика тренировки, позволявшая развить высочайшую скорость этих ударов (см.: "Додзё", № 6, с. 33-36). В Сюритэ цуки наносится по кратчайшей траектории - строго по прямой линии к мишени - и поражает самые близкие и наиболее уязвимые точки противника: солнечное сплетение и подбородок противника. Этот удар должен быть незаметным. Для этого цуки начинается с движения кулаком, и только в последний момент, когда кулак уже находится в паре сантиметров от цели, в движение включаются бедра и плечи. У такого удара есть одна слабость - он недостаточно силен в начальной фазе, когда движение совершаетодна лишь рука. Решение проблемы таково: каратист из Сюритэ держит противника на дальней дистанции, постоянно маневрируя и пресекая его попытки сблизиться встречными ударами. В защите он использует либо жесткие травмирующие отбивы, либо стопорящие, давящие и выводящие из равновесия блоки, которые вынуждают противника остановиться в его рывке вперед и остаться на удобной для каратиста дистанции. Характерно, что в Сюритэ защиты предплечьем снаружи и изнутри выполняются с нажимом вперед. В правильном исполнении они не только отводят бьющую руку противника в сторону, но и через нее воздействуют на его позвоночник, выводя из равновесия. Возможно, на выборе такой тактики и техники Мацумуры сказались его физические данные: мастер имел довольно высокий по окинавским меркам рост в 170 см и вес 70 кг. Предполагают, что Мацумура преподавал своим ученикам такие ката, как Найфанти, Кусянку, Усэйси (Годзюсихо), Сэйсян, Тинто и Пассай. О происхождении этих ката практически ничего неизвестно. По стилистике лишь можно сказать, что большая их часть имеет северокитайские корни. В частности, крупнейший японский специалист по китайскому ушу Касао Кёдзи видит в Кусянку "типичное, богатое различными изменениями ката кэмпо категории "длинные мосты, большие кони", включающее такие приемы как два последовательных удара обеими ногами в прыжке, позиции с припаданием к земле, коренным образом отличающее от стандартных ката южного цюаньфа". Касао считает, что, судя по особенностям техники ката, велика вероятность его принадлежности к какому-то хэбэй-скому или шаньдунскому стилю ушу".


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет