Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение
Shihan




Пост N: 2999
Зарегистрирован: 18.05.05
Откуда: бывший СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.16 12:50. Заголовок: Обучение штыковому бою у К.Т. Булочко






Константин Трофимович Булочко является одним из основоположников и центральных фигур советского рукопашного боя. Вот его официальные регалии: заслуженный тренер СССР, многократный чемпион СССР, кандидат педагогических наук, профессор ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, основоположник ленинградской школы фехтования. Заслуженный мастер спорта, судья Всесоюзной категории. Мы побеседовали с одним из учеников К. Булочко Андреем Савичем, попытавшись больше раскрыть методику обучения мастера и его личность.

1. Представьтесь, пожалуйста.

- Я фехтовальщик. Вид оружия – шпага. Начал, правда, с современного пятиборья, когда оно еще было хорошим спортом, а не адаптированным под ТВ шоу с массой условностей. Мастер спорта по пятиборью, мастер спорта по фехтованию. Выполнил в 1974 и в 1979 соответственно. Старшим тренером по пятиборью был человек-легенда – Александр Алексеевич Тарасов, олимпийский чемпион 1956 года (Мельбурн). Фехтование у нас вел Леонид Львович Флорин. Рапирист, к тому же левша… А вот правильно понимать, что такое фехтование, и с чем его кушают, меня научил Константин Юрьевич Ажицкий. Это уже было во времена моего студенчества в Лесгафта. Давно. Что касается К.Т. Булочко – он был заведующим кафедрой и вел нас все 4 года обучения. Курс сабли, потом (по своему усмотрению, ибо в учебной программе это не предусмотрено) – штык. Ну, и масса методических занятий по поводу тренерских тонкостей. Ну, и сейчас потихоньку по ветеранам «подфехтовываю».


Обучение штыковому бою у К.Т. Булочко2. Обучал ли Булочко вас своему направлению рукопашного боя? Хотя бы в какой-то мере. Если да, опишите, пожалуйста, как проходило обучение.

- Нет, рукопашному бою он никого из нас не обучал. По вполне понятным причинам. Это были те времена, когда каждый, занимающийся боксом, дзюдо или самбо, давал «подписку о неприменении», нарушение которой стоило очень недешево. Были прецеденты с вполне реальными сроками. Но это уже другая история.

Из всего, что Булочко знал и умел вне фехтования на сабле и рапире, он на нашей группе почему-то решил оттянуться по полной, и в течение семестра нас гонял на предмет штыкового боя. С эластичным штыком, понятное дело. В группе был один ужасный сноб, чемпион Ленинграда по сабле Захар Иоффе, которого это страшно раздражало. Правда, после того, как Константин Трофимович ему наглядно показал, что у него в его тогда 67 лет скорость удара раза в два повыше будет, предпочитал помалкивать. Обучение, соответственно, проходило в защитной экипировке (маска, перчатки, нагрудник), но уколы были вполне реальные. А эластичный штык при всей его эластичности пожестче рапиры будет. Да и удар прикладом Трофимыч рекомендовал доводить хоть и не до увечья, но так, чтобы удар это почувствовал и ты, и противник. То есть работа в контакт, который я назвал бы промежуточным между легким и средним. Да, и из предохранительных средств - раковина, разумеется, поскольку ответные удары прикладом в область паха тоже в рационе были.

А мне на практике пришлось потом в армии столкнуться вот с чем. Во время прохождения КМБ у нас был сержант, закончивший учебку войсковой разведки. Тоже проводил занятия по штыковому бою. Смешно. Их научили трем приемам: «длинным коли», «коротким коли», «прикладом бей». Усе. Аллес капут. О таких вещах, как встречный укол с уклонением или оппозицией, или о защите отбивом/подстановкой/уступанием он не имел ни малейшего представления. Был сильно удивлен, когда я его уронил несколько раз.

Я видел авторский экземпляр «Курса подготовки разведчика» у Булочко дома, когда поступал на работу преподавателем кафедры и приезжал к нему на собеседование. Он тогда на Кузнецовской улице жил, рядом с Московским парком Победы, и предпочитал проводить собеседования в, так сказать, неофициальной обстановке. Почему-то только мне помнится, что эта книга была датирована 1943 годом, и что называлась она «Наставлением по рукопашному бою для войсковой разведки». Хотя я могу и ошибаться – было-то не вчера, и не позавчера даже. Трофимыч тогда этой книгой откровенно хвастался, и сказал, что вообще-то этот экземпляр – единственный из сохранившихся и вообще полный раритет. Меня поразило насколько там детально было все проработано: и тебе приемы ведения боя на бруствере, и в траншее, и в блиндаже, и в кустарнике, и в лесу… Автомат, саперная лопатка, нож. Потом я видел учебник по рукопашному бою для военного института физкультуры, 1973 года издания, что ли, – бледность несравнимая.

3. Очень интересно. То есть, это не та книга по комплексной подготовке разведчика, которая есть в Сети? А именно и только по рукопашному бою? Кстати, хочу отметить, что штыковой бой является частью рукопашного боя в полной мере.

- Конечно, является. Разновидностью. А вот насчет книги – да, мне вспоминается нечто другое. Но точно я не могу быть уверенным – напомню, все же прошло худо-бедно почти 40 лет.

4. Чем вы занимались помимо фехтования (штыкового боя)? Из единоборств, боевых искусств и т.д. Что на вас повлияло больше всего?

- Немного карате, немного тайцзицюань. Но это так, хлипкого здоровья поддержки для. По принципу «…мы все учились понемногу, чему-нибудь, и как-нибудь». Что больше повлияло? Наверное, все же тайцзи. Но не в смысле боевого применения, а в смысле восстановления здоровья. Оказалось замечательной штукой и в 1986 году, когда восстанавливался после серьезной травмы, полученной на съемках (я в свое время покаскадерствовал несколько лет, как раз до той самой травмы), и когда вылезал из инсульта 3,5 года назад. Персонал больницы очень удивлялся, когда я начал «24 формы» вспоминать на 2-й день после перевода из реанимации в палату. Очень поспособствовало, хочу заметить.

5. Складывается впечатление, что секция К.Т. Булочко была своего рода кузницей кадров для съемок фильмов на ленинградской киностудии. Один В.Я. Балон чего стоит (де Жюссак в Трех мушкетерах и Жак в Гардемаринах). В каких фильмах вы принимали участие?

- Ну, скажем так, кузницей каскадеров я бы ее поостерегся называть. В каскадеры больше шли борцы: самбисты, дзюдоисты. Тот же родоначальник ленфильмовского каскадерства Массарский – самбист. Гимнасты и десятиборцы, если требовалась работа на высоте и падения с оной. Автотрюки, конные трюки – отдельная песня. Но, вот, кстати, насчет того же Балона: все бы и прекрасно, и фактура отличная, но в его киношном фехтовании сразу видна спортивная рапирная школа. Кстати, помните фехтовальную сцену в фильме «Сказ про то, как Петр арапа женил»? Там в этой сцене добрая половина сборной СССР в качестве статистов резвилась. А самому Высоцкому фехтование ставил Юрий Чиж, был такой очень сильный рапирист. Кстати, сам я каскадерствовал тогда под руководством Николая Ващилина, заведующего кафедрой физвоспитания питерского театрального института. Тоже дзюдоист. Что касается самого Булочко – все же фехтование в фильмах является сценическим, а там совсем другие законы. И рукопашный бой тоже. От реальности все это существенно дальше, чем декабристы от народа. Зритель должен видеть паузы в бою, иначе происходящее на экране он просто не воспримет (кстати, по этой же причине на соревнованиях по фехтованию так мало посторонних – слишком быстро для нетренированного глаза). А в реальном бою какие могут быть театральные паузы? Можно, конечно, попробовать, но ведь с архангелами пойдешь здороваться тут же. Поэтому Трофимыч сценическое фехтование не то, чтобы недолюбливал, но… Хотя рассказывал о своем участии в постановке массовых фехтовальных сцен в дай Бог памяти, «Богдане Хмельницком». Говорил, что туда нагнали кучу профессиональных саблистов, и когда он на репетиции увидел чисто спортивное фехтование украинских казаков – стойки, передвижения, флеш-атаки, то долго смеялся, а потом начал все переделывать. На экране такое спортивное фехтование, действительно, выглядело бы нелепо.

Я успел сняться в трех, что ли фильмах. Телефильм «Тарантул» («Лентелефильм») – там рукопашка. Но такая, не слишком. И в оч-чень холодную воду пришлось прыгать. «Петр Великий». Это было серьезно. Американцы, шесть серий, режиссер М. Чомски, куча звезд. Мы работали на Полтавской битве. Вот там порезвились с групповым штыковым боем всласть. Кстати, кое-какие штыковые приемы помогал ставить. Наши руководители в штыке были не очень. Ну, а закончил я все на казахском фильме «Тройной прыжок «Пантеры». Исходно драка с участием главного героя происходила на пешеходном мосту через железную дорогу, и меня с него выбрасывали. Настолько неудачно получилось (нога проскользнула не вовремя), что в Питер я приехал в состоянии, годном лишь для разборки на запчасти. И эпизод к тому же, полностью переснимать пришлось. Год восстанавливался, одних переломов то ли четыре, то ли пять было. Не считая закрытой ЧМТ и еще пары прелестей с осложнениями. Ну, а потом пошла уже совсем другая история. Как-то так.

6. Кстати, проводились ли групповые бои на штыках?

- Зал у нас был довольно небольшой, поэтому таких групповых боев не было. Групповые упражнения по отработке техники в парах только. Со сменой партнеров, естественно. Они что в спортивном фехтовании, что в штыке практически одинаковы.

Обучение штыковому бою у К.Т. Булочко

7. Какие снаряды и тренажеры использовались при обучении штыковому бою? Такие же, как в его книгах? См. фото

- Да ну, откуда в Лесгафта такие тренажеры? Я учился в 1971-76, а последнее официальное первенство СССР проводилось в 1956 году, что ли… Нет, использовались только обычные фехтовальные чучела.

Обучение штыковому бою у К.Т. Булочко

8. Рассказывал ли К.Т. что-нибудь интересное о войне, о рукопашных схватках? Наверняка его ученики делились с ним впечатлениями после войны. По крайней мере, точно известно, что собиралась информация.

- О войне – нет, и о рукопашных боях тоже. Как-то больше все про фехтование. Единственное – был у него любимый рассказ, как он ездил штрафной батальон усмирять. Я его сейчас дословно не вспомню, конечно, но суть там в том, что где-то в окрестностях Москвы в формирующемся штрафбате начались беспорядки, и его туда послали наводить порядок. На него накатил по приезде какой-то блатной амбал из «основных», которого Булочко, не вдаваясь в долгие дискуссии, уложил с одного удара. Выглядел он при этом раза в два меньше этого бугра. После чего беспорядки как-то быстро сошли на нет, а его всерьез зауважали. По его собственному выражению (это финальная фраза): «Уезжал – отцом называли!»

9. Каким был К.Т.? Опишите его, его характер, его педагогические методики.

- Он был Аристократом. Именно с большой буквы. И не в смысле внешних манер, хотя со всеми студентами он разговаривал строго на «вы», а в смысле высочайшей ответственности за все, что он делал. Голоса он не повышал практически никогда, любил пошутить. На первых же занятиях по специализации он четко сформулировал: «Вы поступили сюда не учиться фехтованию. Для этого у вас тренеры есть, да и умеете вы уже многое. Вы пришли сюда, чтобы НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬ фехтованию. А это – искусство куда как более сложное». Терпение у него, с одной стороны было воистину титаническое. С другой – ряд вещей он не переносил на дух, и умел сделать так, чтобы о рецидивах и мысли не возникало. Простой пример: Булочко на дух не терпел, когда для рукопожатия подавали руку вялой «лодочкой». Сам он всегда подавал открытую ладонь, и рукопожатие у него было отнюдь не слабеньким. Кстати, при всем общении на «вы» он всегда здоровался со студентами за руку. А уже упоминавшийся Захар Иоффе как раз имел именно ту самую ненавидимую Булочко манеру. Как-то в коридоре Булочко встречает Иоффе, тот подает руку «лодочкой», Булочко недоуменно смотрит на него: «Иоффе, вы уже не фехтовальщик, что ли? Фехтовальщик обязан подавать руку вот так!» Истошный вопль Иоффе был слышен на следующем этаже.

Булочко с первых же занятий вколотил в башку еще одну важную вещь – если вы получили красивый укол от противника, от которого у вас даже не было шансов защититься, снимите маску и поблагодарите его душевно: лучше, чем такой противник, вас ни один тренер не научит.

Он гонял нас до седьмого пота и остановки дыхания над техникой и манерой действий тренера в индивидуальном уроке, который, как известно, является в фехтовании основной формой обучения. Причем все ошибки замечал, по-моему, даже находясь к тебе спиной. И все на его занятиях очень органично наслаивалось друг на друга: «О, вот тут у вас ошибочка… давайте еще раз. Отлично. А вот теперь смотрите – оружие лучше по отношению к ученику держать градусов на пять ниже. Прекрасно. А теперь…» И так 90 минут без перерыва. Бывало, выползали. Круче, чем на самых интенсивных собственных тренировках. Но зато влезало все аж в подкорку. Недаром еще в 1950-х годах многие именитые зарубежные фехтовальщики считали за честь получить урок у Трофимыча.

10. Сколько примерно техдействий в штыковом бою? Как учили держать ружье? Как весло байдарки, или по-другому?

- Ну, точно сказать сложно. Все еще зависит и от собственных интуитивных импровизаций. Мне как-то попадался дореволюционный учебник по штыковому бою – там, как мне помнится, этих технических действий десятка три-четыре было точно, если не больше. Как весло? Да нет. Весло же обычно держат двумя руками сверху, если не ошибаюсь… Винтовку – одна рука примерно на середине цевья снизу, вторая – между казенником и прикладом – сверху.

11. Согласны ли вы с утверждением, что бой без оружия происходит от боя с оружием? Грубо говоря, прямой удар от укола. Или удар "ребром кулака" от удара булавой/топором? И относится ли к направлению РБ Булочко? Т.е., разработал ли он свое направление рукопашного боя на основе фехтования по вашему мнению?

- Вполне согласен. Строго говоря, первым холодным оружием была элементарная дубина, или палка. Все удары типа свинга, крюка, или удар «молотом» – они все идут от ударов, которые лучше отнести к разряду рубящих. То же самое и с защитами. Простая параллель: возьмем каратэ. Блок «гедан-барай» - по траектории типичная 2-я защита в фехтовании. Агэ-укэ – 5-я сабельная защита. Удэ-укэ и учи-укэ – 3-я сабельная защита. И так далее, параллелей множество. Да, я полагаю, что фехтовальная школа сильно способствовала тому направлению РБ, которое разрабатывал Булочко. Причем, скорее, фехтование именно сабельное, не рапирное и не шпажное, хотя в последних двух видах параллелей со штыком более чем достаточно. Однако есть существенный нюанс: фехтование, которым занимался Булочко, все-таки было спортивным. То есть, действия удара/укола выполняются ТОЛЬКО одной вооруженной рукой (о передвижениях сейчас не говорим). В рукопашном бою участвует все – обе руки, обе ноги, и даже зубы, которыми можно укусить. Поэтому я поостерегся бы говорить, что Булочко разрабатывал свою систему подготовки по РБ только на основе фехтования. Оно способствовало – да, несомненно. Но вряд ли было основой основ.

***

Список основных публикаций К.Т. Булочко:
Диссертация (на соискание степени кандидата педагогических наук):
• Физическая подготовка разведчика [текст] : Дис. … канд. пед. наук (по физической культуре) / ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. — Л, 1945. — 327 с.
Труды
• «Подготовка бойца к рукопашному бою» / Булочко К. Т. // Теория и практика физ. культуры. — 1940. — Т. VI. — N 8. — С. 27-30.
• «Рукопашный бой и фехтование» / Булочко К. Т., Лукичев М. В. — М.; Л.: ФиС, 1940. — 186 с.: ил.
• «Фехтование и рукопашный бой в детской спортивной школе» / Булочко К. Т. // Теория и практика физ. культуры. — 1940. — Т. VI. — N 2-3. — С. 34-41.
• «Сборник конспектов занятий по подготовке к рукопашному бою» / Сост. лейтен. К. Т. Булочко. — Кронштадт: Б. И., б. г. — 20 с.
• «Фехтование и рукопашный бой» : [Учебн. для ин-тов физической культуры] / [Под ред. К. Т. Булочко и др.]. — М.; Л.: ФиС, 1940. — 354 с.: ил.
• «Рукопашный бой и фехтование» / Булочко К. Т., Лукичев М. В. — М.; Л.: ФиС, 1940. — 186 с.: ил.
• «Обучение рукопашному бою» /К. Т. Булочко М.: Физкультура и спорт, 1942 (изд. 2-е), 86 стр.
• «Физическая подготовка разведчика». /К. Т. Булочко Военное издательство НКО. Москва (1945)
• «Обучение юношей рукопашному бою» /К. Т. Булочко пособие для преподавателей — М.: ФиС, 1945. — 79 с.: ил.
• «Советы тренеру по методике волевой подготовки фехтовальщика» / Булочко К. Т. // Теория и практика физ. культуры. — 1964. — N 11. — С. 70-72.
• «Фехтование» : Учебник для ин-тов физ.культуры / Под ред. К. Т. Булочко. — М. : Физкультура и спорт, 1967. — 431с. : ил.
• «Средства и методы проведения упражнений для развития физических качеств и двигательных умений» : Метод. указания студентам специализации / Булочко К. Т., Булочко Д. К.; ГДОИФК. — Л.: Б. И., 1979. — 85 с.
• «Преграды старению» / Булочко Константин Трофимович, Булочко Людмила Константиновна. — Минск : Полымя, 1987. — 60, [3] с. — (За здоровьем и долголетием). — Библиогр.: с. 62.

Автор Михаил Диденко

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


частый гость


Пост N: 176
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.03.18 05:34. Заголовок: Здравствуйте. Михаил..


Здравствуйте. Михаил Николаевич, а откуда статья? Можно указать источник?
О - все нашел. Извините за беспокойство.
https://topwar.ru/95093-obuchenie-shtykovomu-boyu-u-kt-bulochko.html


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет