http://russia-japan.nm.ru Вот что мы узнали о бива:
Место рождения этого инструмента - Персия (совр. Иран). Через Индию и Китай,
он проник и в Японию. Появление его в стране датируется отрезком времени с
540 по 710 гг. Первоначально он распространился через всю территорию Кюсю.
Существует несколько разновидностей данного инструмента:
1. Хэйкэ Бива
Эпоха Хэйан (794-1192), представляющая расцвет культуры, литературы и
искусства, подходила к концу. Трагедия заката клана Тайра или по другому
чтению, Хэйкэ, была описана в <Повести о доме Тайра>. Как правило, ее
исполнял монах под аккомпанемент бива. Такого исполнителя называли
Бива-хоси. Вероятно, именно с них началась история пилигримствующих
монахов-сказителей в Японии.
2. Сацума Бива
Около 1500 г. в провинции Сацума (в настоящее время преф. Кагосима)
знаменитый правитель того времени Симадзукэ Тадаёси взял на себя роль
<популяризатора> этого инструмента. Он поощрял исполнение сказаний о воинах
под аккомпанемент бива, чтобы укрепить дух воинского мужества не только
среди самураев, но и среди простого населения. В то время вся Япония была
охвачена междоусобными войнами, и в атмосфере постоянных войн музыка бива
неизменно повышала боевой дух самураев. Именно с этого времени и началась
подлинная история японского бива.
Для чего использовали Сацума бива.
Мужчины, в особенности воины провинции Сацума, которых называли Сацумахаято,
почитались как бесстрашные и решительные воины на поле боя. А сказания под
аккомпанемент бива были призваны служить своего рода наставлениями в битве.
До реставрации Мэйдзи в 1868 г. японское общество было обществом мужчин,
поэтому женщины и дети к игре на бива не допускались. Однако позже, наряду с
тем, что женщины получили право участвовать в чайной церемонией и заниматься
искусством икэбана, они также получили право играть на бива.
Особенности игры на Сацума бива.
Это инструмент большого размера на высоких подставках. Для игры на Сацума
бива используется специальный медиатор <бати> довольно большого размера.
Мелодия не записывается нотами и играется свободно. Струны всего 4. Музыка
не звучит одновременно с песней - игра на бива чередуется с пением.
Исполнение на этом инструменте можно определить как интерлюдию.
3.Тикудзэн бива.
После того, как Сацума бива получила широкое распространение в Японии,
примерно с 1889 г. для игры на Сацума бива стали заимствовать приемы игры на
другом инструменте, который называется Сямисэн, и, таким образом, появилась
новая школа игры - Тикудзэн бива.
Большая часть репертуара для этого инструмента составляют произведения о
самых трагических моментах японской истории, о воинах, их бесстрашии,
смерти.
На концерте в Новосибирске прозвучали 4 произведения:
1. Сирояма
Песня повествует о Сайго Такамори, человеке, принимавшем активное участие в
реставрации Мэйдзи. Чтобы отстоять свое предложение о вторжении в Корею,
Сайго совершил попытку государственного переворота - так называемое
Сацумское восстание. В результате этого восстания все воины Сайго погибли, а
сам он совершил самоубийство в местечке Сирояма. Песня представляет собой
реквием, написанный Кацу Кайсю - человеком хорошо знавшим Сайго Такамори.