Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.05 01:04. Заголовок: Интервью с мастером Тосихиро Осиро (Ямани-Рю)


(http://www.oshirodojo.com/teachers.html)
Каратэ – взгляд из нового для понимания старого


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.05 01:05. Заголовок: Re: Интервью с мастером Тосихиро Осиро (Ямани-Рю)


Статья из «American Samurai» № 7, июль 2002

American Samurai: Хотелось бы узнать ваше мнение о состоянии дел в современном Каратэ.

Toshihiro Oshiro: Я взялся за исследования некоторых классических боевых искусств, чтобы определить цели, перспективы и возможные проблемы Каратэ, практикуемого сегодня. В некоторых боевых искусствах традиции сохраняются и развиваются, а про Каратэ говорят, что это, прежде всего, боевые навыки, а как искусство оно второстепенно. И такое мнение разделяют даже известные мастера Каратэ. Для лучшего понимания такого мнения, нужно сначала выяснить, что такое «традиционное Каратэ», которое ранее практиковалось на Окинаве и сравнить его с современным.

В 1901, Каратэ подверглось существенному изменению с целью преподавания его учащимся школ. В виде эксперимента оно было введено в учебную программу начальной школы города Сюри. Кроме того, к 1905 году, мастер Итосу создал 5 форм ката Пинан, для их факультативного изучения. В начале 1920, мастер Фунакоси перенес Каратэ с Окинавы на основную территорию Японии. Вскоре к нему присоединились и другие мастера Каратэ. Именно с момента переноса Каратэ в Японию началась трансформация Каратэ по типу психологического обучения/спорта.

American Samurai: Как изменилось Каратэ?

Toshihiro Oshiro: Чтобы иметь более ясное представление, возьмем газету того времени. Это было время великих перемен. Япония начала свою модернизацию взяв за примеры финансовые, военные и образовательные системы Великобритании, Германии, Франции и США. Класс самураев был ликвидирован. После 1885 года изменилась политическая система Японии. Начался рост национализма и индустриализация Японии. Все это отразилось и на боевых искусствах. Государственные лидеры были заинтересованы в поколении молодых людей, которые морально были бы готовы к войне. В это время были выдвинуты новые идеалы Бу-До. Боевые искусства стали необходимы для подготовки японской молодежи к армии. Началась реформация. Дзю-До мастером Кано было реформировано в Дзю-До. Кэн-Дзюцу модифицировано в Кэн-До. «Переделанное» Каратэ-До казалось превосходным. Все эти типы боевых дисциплин стали модернизироваться в спортивные формы. Спорт, конечно, сам по себе вещь неплохая. Благодаря этому Каратэ получило сейчас столь широкую известность. Но современное Каратэ сильно отличается от старого традиционного.

Современное Каратэ, повсеместно распространенное сейчас в мире, в основном рассчитано на массовое обучение. Спортивное Каратэ существует, быть может, лет 20. Спортивное Каратэ имеет множество стилей, в зависимости от того, что изучал сенсей, а также от глубины его знаний традиционного Каратэ.

Методы и цели традиционного и современного Каратэ различаются. Целью традиционного Каратэ является поэтапное техническое и духовное совершенствование человека и оно не предполагает его практики широкими массами людей. Современное Каратэ более упрощено в целях обучения ему множества людей и популяризации его в мире. Практики современного Каратэ зачастую не понимают метода обучения через ката, сохраняющегося в традиционном Каратэ. Разве может практика ката привести к выработке эффективных приемов боя? Что они значат? Какой у них бункай? Чтобы понять смысл методов ката, люди вынуждены обращаться к исследованиям старых методов обучения Каратэ, которые существовали до введения спортивного формата обучения.

AS. Значит нужно вернуться к старым методам?

TO. Это сложно, да и необязательно. Если объяснять ученикам значение элементов в ката, то и современное спортивное Каратэ может быть, таким образом, технически богатым. А то сегодня иногда доходит до того, что бункай разучивается только для показательных выступлений, без каких-либо попыток понять реальное применение движений. Или, например, если старые методы с объединить новыми, то это может привести к лучшему пониманию принципов сейтюзен (seichusen) и эмбузен (embusen).

AS. Что такое сейтюзен?

TO. Сейтюзен («сейтю» по-японски - «точная середина», «зен» - «линия») - это позиционирование вашего тела. Это абстрактная центральная линия между «линией атаки» и «линией защиты». Т.е. другими словами, это – линия пространства (дистанция) между вами и противником, которое необходимо пересечь, чтобы достать друг друга. Ваша задача защищать свой сейтюзен и проникать через сейтюзен противника. (фото http://www.shotokaikarate...g/ASE/hachiji.dachi.i.htm) Сейтюзен также имеет отношение к поворотам тела относительно абстрактной центральной линии. Если вы стоите перед противником в хейсоку (heisoku) или хейко (heiko), то ваше тело представляет из себя широкую площадь для атаки. Чтобы уменьшить площадь тела для атаки, его разворачивают в положение ханми (hanmi) (примерно под 45 градусов относительно центральной линии). Другими словами, вы делаете свой сейтюзен более узким, чтобы легче было его защищать.

AS. А что такое эмбузен?

TO. Многим при слове эмбузен вспоминаются сразу линии схемы выполнения ката, а также необходимость выполнения ката в точном соответствии с эмбузен. Но эмбузен означает не только это. Объединение эмбузен с правильным перемещением (движения) тела в пространстве при исполнении ката, фактически – это душа ката. Перемещение в эмбузен требует высочайших навыков.

Например, чтобы правильно переместиться вперед, следует не шагать поднятой стопой вперед, а скользить стопой так, чтобы пятка практически не отрывалась от земли. При этом следует вообразить абстрактную центральную линию, вдоль которой скользит стопа. Тот же принцип сохраняется и при перемещении назад. Тело должно перемещаться синхронно с движениями ног (1-фазное). А не так, что (1) сначала выставляется нога, а потом к ней (2) «подтягивается» тело (2-фазное перемещение). У нас в Японии говорят, что «тело должно всегда оставаться на месте».
Неправильная манера перемещения тела приводит к потере скорости. Например, вас атаковали. Если вы сначала отведете ногу назад, а потом будете «подтягивать» к ней тело, то потеряете уйму времени. То же самое будет, если атаковать вперед, если вы сначала выставите ногу, а потом за ней перенесете тело с бьющей рукой – время будет безвозвратно утеряно. Поэтому следует научиться перемещаться скоростным 1-фазным способом. Такой способ перемещения разучивается именно в ката.

Кроме сейтюзен и эмбузен, во всех боевых искусствах подчеркивается важность сохранения баланса, но многие люди не понимают его, т.к. обычное понятие баланса и баланса в боевых искусствах полностью различны. Баланс в боевых искусствах - это мгновение, когда человек начинает терять свой баланс или иными словами, баланс – это фактически начало неустойчивости.

Например, нужно переместить тело вперед из положения стоя, при котором вес тела распределен на ногах 50/50. Вспомним, что при перемещениях, на тело воздействуют силы гравитации земли, что выражается в инерции тела. Если баланс тела слегка сместить вперед, то перемещение тела произойдет легче, потому что это потребует меньших затрат сил на преодоление инерции. В результате перемещения становятся более естественными и гладкими, с минимальными затратами энергии. Кроме того, это уменьшает эффект «телеграфирования» движений.

У большинства же людей баланс чрезмерно зависит от перемещения ног, что делает их перемещения медленными и неуклюжими. В ката следует изучать соотношение своего баланса и своей позиции, делая акцент на повышении скорости и эффективности своих перемещений – (перемещений центра).

AS. Как вы относитесь к спортивному Каратэ?

TO. Каратэ стало популярным в мире благодаря спортивному варианту, чего оно бесспорно никогда бы не достигло оставаясь на уровне боевого искусства.

AS. В чем вы видите будущее Каратэ?

TO. В любом боевом искусстве важны прежде всего методы. Я думаю, что на сегодняшний день Каратэ исчерпало новые технические идеи и уровни, и возможно пришло время обратиться к некоторым хорошо забытым старым методам, чтобы их исследовать и объединить с современными.

Учеников, видящих Каратэ как спорт, гораздо меньше, чем людей, которые приходят в до-дзё, чтобы заниматься только «для себя». В современном спортивном Каратэ самая острая проблема - это определение победителя. Например, почему именно этот человек, выполнив это ката, победил сегодня на соревнованиях? А победил он, потому что так решили судьи. Т.о. главными критериями определения победителя в соревнованиях по Каратэ является уровень подготовленности судей. Поэтому, естественно, что спортсмены начинают приспосабливаться к критериям, сформулированным судьями. Отсюда возникает проблема в уровне подготовленности самих судей, чтобы они могли понимать технику и видеть тонкость движений. Являясь техническим председателем Комитета для Кобу-До я понимаю, что это - моя обязанности найти способ повышения квалификации судей и других ответственных лиц, потому что именно их критерии, в конечном счете, формируют «качество» ката.

Каратэ происходит с Окинавы. Невозможно рассматривать Каратэ отдельно от его культурного контекста. Если человек не знает или не понимает культуры Окинавы, то он не способен дать реальную оценку этому искусству. Например, Кобу-До находилось под длительным влиянием боевых искусств Китая. Или, например, Годзю-Рю (происходит из Наха-Тэ), в котором также явно ощущается сильнейшее китайское влияние. Сюри-Тэ (происходят Сёто-Кан, Вадо-Рю и частично Сито-Рю), которое несмотря на то, что оно имело влияние китайских боевых искусств, все-таки в способах и принципах перемещений ближе к японскому Бу-До.

При этом надо учитывать историю модернизации Каратэ. Когда Каратэ появилось в Японии, оно изменилось относительно классического Сюри-Тэ. Были разработаны методики для массового обучения Каратэ. Если кого-то интересует классическая техника и ката Сюри-Тэ, то придется изучать китайские боевые искусства, а также традиционные боевые искусства Бу-До. Основные элементы традиционных японских боевых искусств одинаковы и для Каратэ, и Дзю-Дзюцу, и Кэн-Дзюцу и для других боевых искусств Бу-До. Например, из моего личного опыта знакомства с техникой бо в Ямани-Рю (Yamani-ryu). Удары бо в этом стиле аналогичны движениям в Искусстве нагината или в Искусстве меча. Рассматривая редкие фотографии старых окинавских мастеров, можно выявить элементы общие с боевыми искусствами Японии. Так что корни Сюри-Тэ частично происходят и из японского Бу-До.

AS. Что значит Бу-До?

TO. Чтобы это понять Бу-До часто сравнивают с Бу-Дзюцу. В Бу-До приоритет на внутреннем состоянии человека, есть некий абстрактный идеал, к которому мы должны стремиться. В Бу-Дзюцу – на внешнем, техническом. Техника Каратэ относится к приоритетам Бу-Дзюцу, а совершенствование Духа к идеалам Бу-До. Поскольку принципы Бу-До понятны не всем, то люди не имеют должного уважения к нему. Изучение только Бу-Дзюцу уже огромная задача. Но дисциплина, настойчивость и дух – это компоненты Бу-До. Бу-До – это нечто, к чему мы должны стремиться при изучении Бу-Дзюцу.

AS. Что вы считаете необходимо преобразовать?

TO. Повышение квалификации судей и преподавателей - это наиважнейшая задача. Необходимо дать понимание, увеличить заинтересованность у преподавателей и учеников. Необходимо больше проводить семинаров и особенно для судей. Например, на последнем семинаре я разъяснял различие ценности ударов бо, осуществляемых за счет использования силы только одной руки и ударов бо, осуществляемых с приложением силы всего тела. Я показывал разницу между широким и узким сейтюзен. Подчеркивая особенности при оценке качества ударов в Кобу-До, я этим пытаюсь влиять на дальнейшее развитие методик обучения не только в Кобу-До, но и в Каратэ, т.к. принципы Кобу-До непосредственно связаны с Каратэ. Они одни и те же.

AS. Вы можете привести примеры того, как эти методы изменяются?

TO. Например, сейчас изменяется способ выполнения гедан-барай (gedan-barai). Сейчас в гедан-барай рука повернута так, что при защите парируемый удар может ударять в вашу кость, а локоть при противодействии довольно напряжен. Выполнение таким способом блока гедан-барай становится довольно проблематичным после примерно 50 лет. Возможно при модернизации Каратэ для обучения его большому количеству людей, практика Каратэ людьми после 50 лет просто не учитывалась.

Или, например, другой момент. «Используйте бедра» - это понятие не всеми правильно понимается. Многие считают, что это повороты тела в момент движения, которые не только обеспечивают защиту жизненно-важных областей тела, но и позволяют увеличить скорость перемещения. А на самом деле, в Бу-До «Использование бедер» - это использование спины. Это выбрасывание плеча вперед, которое обеспечивает по возможности полностью расслабленное тело, или, как я называю «плывущее тело». Выброс плеча является предпосылкой для перемещения всего тела. В Каратэ нет статических позиций, только - динамические. Есть только различие в реальной скорости и воспринятой скорости. Это – «Старый надежный путь» (т.е. - проверенный метод).

Я считаю, что важно «чувствовать» технику. Возникновение боли после воздействия, в зависимости от типа повреждения (травмы), в современном и традиционном Каратэ различно. В современном Каратэ, в спортивном бою, перед ударом состояние полнейшей расслабленности достигается редко. В традиционном Каратэ, человек перед ударом достигает максимального состояния расслабленности, и тогда сосредоточив кимэ, посылает энергию в противника. Еще большие проблемы возникают при так называемых «бесконтактных» боях. Энергия выпускается в цель, но при этом часть энергии возвращается обратно. Чтобы не нанести удар, человек напрягает мускулы тормозя энергию, чтобы не нанести удар в полную силу. Но ведь одна из главных задач Каратэ – это учиться максимально использовать свою энергию при ударе или блоке. Та же проблема возникает при упражнениях с макивара. Макивара не позволяют прочувствовать удар, т.к. они сдерживают выход энергии.

Одной из целей практики ката является изучение применения техники с максимальным приложением своей энергии. В кумитэ можно изучать расстояние (маай) и выбор времени. Практика ката и кумитэ дополняют наши способности взаимно. Каратэ становится эффективным только при практике этих обоих методов.

В современном Каратэ распространен способ, при котором человек сначала делает шаг, а потом удар. В традиционном Каратэ шаг и удар совершаются одновременно, в едином порыве, поэтому техника всегда «обеспечивается» необходимой энергией. Если вы делаете сначала шаг, а потом удар, что часть энергии будет «уходить» в землю, а не в цель. Этот принцип одинаков, как в ката, так в и кумитэ.

Сейчас существует множество стилей, но общие принципы техники одинаковы для всех. Когда перемещаетесь, не начинайте с ног. Начала сдвиньте вперед (назад, в сторону) свой центр тяжести. При выполнении движений никогда не останавливайтесь. Одно движение сразу же должно «перетекать» в другое. Многие чрезмерно увлекаются «позерством». Но что такое замершая поза? Замершая поза – это конец боя, это – готовый результат. Это финал серии движений, которые являются важными. Рука - подобно кнуту и никаких чрезмерных усилий при перемещениях.

Благодаря современному Каратэ - это искусство получило потрясающую популярность и распространилось во всем мире. Но это и накладывает большую ответственность. Именно поэтому нужно постоянно учиться, но не для «показухи». Мы должны изучать то, до мы имеем сейчас и возрождать то, что могло быть утеряно. Настоящее Каратэ – это искусство высочайшего уровня.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить





Пост N: 901
Зарегистрирован: 11.03.10
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.15 15:16. Заголовок: ELF пишет: В соврем..


ELF пишет:

 цитата:
В современном Каратэ распространен способ, при котором человек сначала делает шаг, а потом удар. В традиционном Каратэ шаг и удар совершаются одновременно, в едином порыве, поэтому техника всегда «обеспечивается» необходимой энергией. Если вы делаете сначала шаг, а потом удар, что часть энергии будет «уходить» в землю, а не в цель. Этот принцип одинаков, как в ката, так в и кумитэ.


Не совсем понятно. Точнее - совсем не понятною. Как это может быть "воплощено" на практике?..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет