Главная | Клуб "Московский Будокан" | Форум | Напишите нам | Карта сайта |
  
АвторСообщение
Shihan




Пост N: 2947
Зарегистрирован: 18.05.05
Откуда: бывший СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.15 21:48. Заголовок: Чье Будо круче?


Когда-то на Востоке появился феномен под названием "Воинские искусства". Туда входил довольно ограниченный перечень видов деятельности, имеющих отношение к подготовке воинов. Это и владение мечом, и стрельба из лука, и бои на алебардах, и безоружное единоборство, и даже плавание в доспехах.
Естественно, каждая из школ Будзюцу считала себя лучшей. И вправду - лучник конечно же мог легко поразить стрелой любого мастера меча метров за 200, мастер-пловец уплывёт от специалиста по нагинате, а мастер дзюдзюцу при "контактной" встрече с мастером кюдо однозначно рвал его на лоскуты как бобик грелку. Утешало лишь одно - на поле боя они довольно-таки редко встречались. Лучники "мерялись длиной выстрела" с лучниками противника, мечники рубились с мечниками, а мастера рукопашного боя могли продемонстрировать своё несравненное искусство только тогда, когда не было возможности стрелять или рубить.
А потом пришел полковник Кольт и уравнял всех - и Шиханов, и Кёханов, и Сенсэев, и Сэмпаев. И даже тех, кто вообще к воинским искусствам отношения не имел.
И споры о преимуществе того или иного воинского искусства над другими постепенно превратились просто в традиционные сказки и байки, так популярные на Востоке. Менялась Япония, менялись взгляды на самурайство, на воинское искусство, на мастерство. Школы всё больше специализировались, становились всё менее "прикладными" и всё чаще воинское искусство использовалось в качестве замечательного психофизического тренинга, перейдя из просто "техники воинского искусства" в «Путь воина», в Будо. Конечно же, технический уровень этих школ мог быть совершенно разным, но это уже мало волновало адептов стиля - критическое отношение к школе и мастеру вообще невозможно внутри школы! Провалы в технике Шихана объясняли "стилевыми особенностями", отсутствие прикладности - как "невидимую энергетическую работу", наивность - историчностью и т.п. Я сейчас говорю о настоящих, классических, исторически правильных школах, а не о самозванцах и аферистах!
Фунакоши Гичин говорил, что стилей каратэ не существует, что каратэ едино. Разница скорее в индивидуальных предпочтениях и возможностях каждого мастера. Поэтому, естественно, каждый Мастер отлично знает как сильные, так и слабые стороны собственного стиля. Плюс, благодаря опыту каждый Мастер отлично знает сильные и слабые стороны мастеров других стилей и видов воинских искусств. Мастеру не к лицу, да и просто некогда выяснять кто, где и за сколько бабок купил очередной пояс, кто кого назвал дождевым червяком и был ли кворум на очередном заседалище очередной федерации. Его приоритет – он сам и его ученики, школа.
Но сами школы боя развиваются уже как коммерческие предприятия, со всеми коммерческими приемами, с конкурентной борьбой за клиента, с недобросовестной рекламой и т.п.
Мастер Будо конечно же прекрасно понимает, что он не всемогущ, что его стиль в плане прикладности в наше время мало чем отличается от других стилей. Естественно, рекламируя свою школу (федерацию), он просто обязан говорить о том, что его школа самая супер-смертельная, супер-прикладная, супер-древняя, супер-правильная. Но в общении с другими мастерами своего уровня настоящий Будо-ка никогда не будет "меряться эффективностью" – все эти "разборки" только для публики. Виды Будо давно уже имеют собственные ниши на рынке, как правило, их адепты не пересекаются ни в залах, ни по жизни. А раз нет смертельного боя, если нет врага, а рядом с тобой в додзё только партнёры, то целью занятий становится не уничтожение противника, а в лучшем случае самосовершенствование.
Нет, конечно же, я за то, чтобы каратист умел "иккен хисацу", а айкидоист укладывал на татами любого, используя энергию Вселенной. Но из знакомых мне мастеров Будо мало кто применял своё мастерство в реальном бою, в поединке против врага. Драки когда-то бывали. В детстве и молодости – да, бывало. Но чем выше мастерство – тем реже.
В общем, всё просто – относиться к своему виду боевого искусства как к чему-то супер элитному, сверх эффективному, единственному и неповторимому просто глупо. Чем глубже изучаешь собственный вид, тем понятнее становится фраза насчет «ста цветов и ста поэтов».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Сэмпай




Пост N: 701
Зарегистрирован: 03.11.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.15 11:59. Заголовок: Я вот почитал немног..


Я вот почитал немного про фехтование в Европе на шпагах и саблях. Так ведь системы были не менее (если не более) разработаны, чем на Дальнем Востоке. При этом видя скорости, на которых работают спортивные фехтовальщики, легко представить, что дуэль на шпагах могла быть еще более мимолетной, чем самурайские поединки в кино. Вот уж где "иккэн хиссацу".
Взять хотя бы перечень приемов:
http://www.razlib.ru/istorija/istorija_boevogo_fehtovanija/p6.php
---
"В своей книге ("Искусство фехтовать, во всем его пространстве") Фишер приводит различные термины, объяснить которые можно следующим образом:

1. Ангард — позиция, удобная для боя.
2. Встать в меру — то есть продвинуться к противнику, чтобы достать его клинок концом своего клинка.
3. Выйти из меры — из такой позиции отступить назад.
4. Кварт левый (или внутренний) — удар, наносимый с левой стороны шпаги или рапиры противника, при этом кисть собственной руки должна быть повернута локтями вверх.
5. Кварт правый (или наружный) — то же, но с правой стороны.
6. Терс — удар, наносимый с правой стороны рапиры противника, кисть руки при этом повернута ногтями вниз.
7. Секунд — при соединении рапир правыми сторонами, фехтующие колют один другого из-под руки, держа кисть ногтями вниз.
8. Октав — в том же положении рапир или шпаг колют под руку, не выворачивая кисть.
9. Фланконад — удар, наносимый, когда рапиры соединены левыми сторонами и противник держит руку высоко поднятой. В этом случае, взяв сильной частью своего клинка (то есть ближней к эфесу) слабую часть рапиры противника (то есть ближнюю к острию), колют его в бок, направив удар под руку, не выворачивая кисть.
10. Кварт нижний — этот удар наносится при соединении рапир левыми сторонами, когда противник держит руку поднятой, открывая нижнюю часть своего корпуса. Колют прямо в грудь, вдоль правой руки противника.
11. Прим — наносится с левой стороны. Кисть руки направлена ногтями вниз. Этот удар употребляется редко, потому что, если вы выдержите парад противника и не выроните при этом клинка, то положение руки останется невыгодным при обороне.
12. Финт — обманное двойное движение, при котором имитируется удар, направленный в одну сторону, а наносится в другую.
13. Ангаже — клинок переносится на другую сторону клинка противника, при этом сильной частью собственного клинка касаются слабой части его клинка.
14. Аппель (или темпе) — вызвать противника на удар, то есть спровоцировать к нападению или рефлекторному движению.
15. Аттаке — быстрым движением рапиры заставить противника закрыться.
16. Купе — скольжение по клинку
17. Купе-отсечь — перенести скольжением свой клинок на другую сторону клинка противника через острие.
...
...
21. Кроазе — выбивание шпаги противника вскользь, мгновенным ударом по ее слабой части.
22. Батман — удар по клинку.
23. Рипост — ответный удар или ответный укол после парирования или ухода движением с линии удара противника."

Аналогично там интересно и подробно описано с сабельным боем.
"Кавалерист Нолан дает следующие рекомендации:

"Главное внимание следует обратить на голову, заднюю сторону шеи, на руки и ноги. Азиатцы, которые хорошо понимают эту необходимость, с особенным старанием закрывают эти части, а потому имеют полное преимущество перед теми из своих противников, которые пренебрегают подобными предосторожностями.

Иррегулярные турки носят чалму, которая лучше предохраняет голову всадника, нежели медные и стальные каски. Колени их защищены глубокими седлами, а ноги — широкими железными стременами. Рукава их одежды подбивались волосом, и дурные клинки европейских сабель едва ли могли испортить их одежду, сделанную из чистого шелка, или из шелка пополам с бумагою. Одежда русских и австрийских солдат далеко не представляла собою такого сопротивления турецким саблям или легким и коротким ятаганам.

…Обыкновенная привычка сейков направлять удары в затылок принесла так много вреда в сражении 2 ноября, что наши офицеры принуждены были изыскивать особенные средства для предосторожности. Некоторые из них обматывали кругом кивера холстину с целью образовать трудно проницаемые складки, и это действительно служило некоторой защитой.

…Для защиты рук необходимо употреблять такие рукавицы и нарукавники, которые не препятствовали бы свободно и ловко владеть эфесом сабли — например, вроде тех, какие обыкновенно употребляют все индийские наездники. Они выделывают их из мелких блях или стальных колец и надевают на руку вплоть до самого локтя. Это имеет ту важную выгоду, что руки, будучи подняты кверху, могут отражать удары, направленные в голову и в туловище. Рукавицы не тяжелы, а руки остаются совершенно свободными, вследствие чего получается возможность хорошо и ловко владеть своим оружием" (86)."
---
Думается мне, что представления о сверхъестественном мастерстве самураев в обращении с мечом, копьем, луком во многом продукт грамотного пиара. Пожалуй в их пользу говорит только то, что мы в их лице имеем хорошо сохранившиеся систематизированные школы, удачно сплетенные с принципами конфуцианства в Китае и дзен в Японии. Тем не менее сохранившиеся в основном благодаря долгой изоляции этого региона от современного искусства войны с его средствами огневого поражения.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Shihan




Пост N: 2949
Зарегистрирован: 18.05.05
Откуда: бывший СССР, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.15 12:43. Заголовок: Сохранившиеся, а зач..


Сохранившиеся, а зачастую и "реинкарнировавшиеся".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет